+11°Сегодня понедельник, 06.05.2024, 2-я учебная неделя
Фотография раздела
Меню раздела ▲
0

Объявления университета

НИВИТ в канун победы Великой Отечественной войны

На начало 1944/45 учеб. г. в институте числились 4 профессора, из них два доктора наук, и 17 кандидатов наук (прил. 7). В августе и декабре 1944 г. НИВИТ объявлял конкурсы на замещение вакантных должностей, по итогам которых в штат были приняты 34 преподавателя2. В декабре 1944 г. кафедра «Политическая экономия» была объединена с кафедрой «Основы марксизма-ленинизма». Доцента Я. Г. Дерягина назначили начальником объединенной структуры3. Но не прошло и месяца, как руководство института получило приказ-предписание ВКВШ при СНК СССР о восстановлении в НИВИТе кафедры политической экономии 4.

В условиях дефицита преподавательских кадров руководство института стало довольно настойчиво поднимать вопросы о повышении квалификации профессорско-преподавательского состава, работе над диссертациями на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук. Для подготовки к сдаче кандидатских экзаменов по иностранному языку при институте было образовано шесть кружков, в которых занимались 26 преподавателей; занятия проводились из расчета 4 часа в неделю. В течение 1944/45 учеб. г. над кандидатскими диссертациями работали 14 преподавателей, над докторскими – 7 чел., в том числе: профессора В. Е. Еврейсков, В. А. Важеевский, доценты Г. М. Ежков, С. Ф. Мацкевич, С. В. Амелин, М. М. Архангельский, Н. Ф. Никонов5.

Из приведенного списка только доц. Г. М. Ежков сумеет планово подготовить и завершить работу над диссертацией на тему «Что дают стране мощные паровозы “ФД”», но потерпит полную неудачу при ее защите. Первым «доморощенным» доктором наук станет заведующий кафедрой «Железные дороги» С. Ф. Мацкевич, который в сентябре 1946 г. защитит докторскую диссертацию по проблемам шпального хозяйства на железных дорогах Западной Сибири.

В октябре 1944 г. в институте начала работать комиссия «для производства приемных испытаний кандидатам в аспирантуру»7. Председателем приемной комиссии был назначен заместитель начальника института по научной и учебной работе П. Л. Клауз, членами комиссии – начальник кафедры «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений» генерал-майор технических войск А. В. Котюков, начальник кафедры «Военные сообщения» полковник Н. А. Блистинов. Начало приемных экзаменов было назначено на 20 октября.

Первыми аспирантами стали И. А. Котюков, М. К. Вериго (по кафедре «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений») и А. А. Велигжанин, К. Д. Княжев (кафедра «Военные сообщения»)1. Интерес представляет следующий приказ: «Ассистента кафедры «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений» Котюкова И. А., как выдержавшего конкурсный экзамен в аспирантуре, с 1-го ноября с. г. освободить от занимаемой должности преподавателя кафедры и зачислить аспирантом при кафедре «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений» с выплатой стипендии в сумме 700 р. в месяц»2. Преподаватели НИВИТа М. К. Вериго и А. А. Велигжанин были приняты в аспирантуру без отрыва от производства. Позже выяснилось, что зачисленный в аспирантуру ст. лейтенант К. Д. Княжев, работающий в аппарате начальника передвижения Орджоникидзевской железной дороги, не был отпущен на учебу начальником ВОСО Красной армии, ему предложили учиться заочно.

В ознаменование 27-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на Доску почета Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта были занесены следующие члены трудового коллектива: проф., д-р техн. наук К. Н. Мищенко, проф., д-р физ.–мат. наук А. П. Норден, проф. В. А. Важеевский, проф. В. Е. Еврейсков, доц., канд. техн. наук С. В. Амелин, доц., канд. хим. наук К. С. Курындин, доц. Я. Г. Дерягин, асс. В. А. Баклушинский, уборщица Д. Саитова3. 4–5 декабря 1944 г. в НИВИТе состоялась научно-техническая конференция студентов строительного факультета по итогам летней военно-производственной практики. В приказе по институту начальникам кафедр и учебной части поручалось «всемерно содействовать членам организационного бюро в подготовке и проведении конференции»1. Кафедре «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений» предписывалось оформить тематическую выставку по проблемам восстановления железных дорог; начальнику финансовой части Ф. И. Федорову приказывалось выделить 1 600 р. для поощрения и награждения лучших докладчиков; начальнику ОРСа майору Л. М. Ковальскому поручалось организовать буфет для 250 участников мероприятия. Проведенная конференция, отмечалось в очередном приказе по институту № 645 от 6 декабря 1944 г., «наглядно показала способность слушателей решать трудные инженерные вопросы и прошла на высоком техническом уровне. Обращаю внимание всех слушателей, профессоров и преподавателей института на необходимость дальнейшего усиления работы научно-технических кружков и использования ценного опыта прошедшей конференции»2. На основании решения жюри за лучшие доклады, представленные на научно-технической конференции, были награждены дипломами и денежными премиями слушатели VI курса строительного факультета: М. С. Боченков – премия 800 р., В. Я. Каргальцев – премия 500 р., Ю. С. Понайоти – премия 300 р. За смелую постановку военных вопросов начальник института объявил благодарность слушателям Е. В. Поваляеву, А. И. Чебаненко.

На 1 января 1945 г. фонд институтской библиотеки составил 196 296 печатных единиц. За 1944 г. библиотека пополнилась на 4 595 экз., среди них фонд фундаментальной библиотеки – 2 195 экз., учебной литературы – 1 239 экз., художественной литературы – 366 экз. К списанию было определено 5 400 книг, в том числе 2 422 ед. не были возвращены при реэвакуации Днепропетровским институтом, 850 книг – слушателями МИИТа, 120 книг – служащими ЦУУЗа. Средняя посещаемость институтской библиотеки – 379 чел. в день3.

В начале января 1945 г. был обнародован приказ Наркома путей сообщения о назначении стипендии имени И. В. Сталина студентам втузов железнодорожного транспорта. В НИВИТе первыми сталинскими стипендиатами стали С. А. Попов (IV курс), В. П. Реутов (V курс), Л. Г. Подгорный (VI курс), Ю. С. Понайоти (VI курс)1. С 1 февраля 1945 г. согласно приказу ВКВШ при СНК СССР размер стипендии имени И. В. Сталина, устанавливался в размере 700 р. в месяц.

Накануне зимней экзаменационной сессии, 6 января 1945 г., по институту был издан приказ, в котором объявлялась благодарность ряду слушателей за отличные показатели в учебе и общественной деятельности (30 чел.), из них четверо (И. В. Фельдман, Н. И. Медкова, И. М. Давыдов-Мартынов, В. Г. Саенко) награждались еще и денежными премиями в размере 100 р.2. Отличники переводились на повышенную (третью) категорию питания, им назначались всельготы, определенные внутренними правилами и распорядком. В этом же приказе были обнародованы 40 фамилий слушателей, которые не допускались к сессии из-за наличия задолженности. Им предлагалось в кратчайший срок ликвидировать долги и пересмотреть свое отношение к учебе.

Определенные успехи достигнуты и в укреплении лабораторной базы института: смонтирована лаборатория телеграфии, приобретены микроскопы для лаборатории строительных материалов и строительной техники, ведутся работы по восстановлению гидравлической лаборатории. Руководство факультетов стало уделять больше внимания вопросам воспитания слушательского состава института. В то же время в приказе прямо указывалось, что «кафедры все еще недостаточно инициативно и настойчиво улучшают учебный процесс путем серьезной методической работы, руководства и контроля за деятельностью отдельных преподавателей и слушателей института». Ряд преподавателей, «главным образом из числа вновь зачисленных в институт», отнеслись к своим обязанностям формально и недобросовестно.

Отдельные преподаватели (В. В. Гадевальд, И. П. Семин) самоустранились от выполнения научно-исследовательской работы и не заботились о повышении своей научной квалификации. Начальник института критически отметил, что кафедры слабо участвовали в деле воспитания слушательского состава. В постановляющей части были определены конкретные задачи и меры по улучшению учебной работы на второй семестр 1944/45 учеб. г.

Анализ приказов НИВИТа по личному составу позволяет сделать вывод, что победные успехи Красной армии на фронте создавали соответствующие настроения и условия жизнедеятельности в тылу. В 1945 г. институт мог уже позволить себе командировать доцента кафедры «Основы марксизма-ленинизма» Яна Адреевича Розита на учебу в Москву, преподавателя кафедры «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений» Виталия Александровича Подоплелова в Москву и Ленинград «за получением литературы и канцелярских принадлежностей», библиографа-переводчика Т. Б. Печоркину в Москву и Ленинград «для отбора и получения дуплетных фондов библиотек МИИТа и ЛИИЖТа».

День Красной армии и Флота (23 февраля 1945 г.) в коллективе НИВИТа отметили праздничным приказом, торжественным собранием коллектива. Приказом Народного комиссара обороны от 20 февраля 1945 г. подполковнику В. Е. Ермилину было присвоено очередное воинское звание – полковник3.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1945 г. орденом Ленина были награждены генерал-майор технических войск А. В. Котюков, полковники Н. А. Блистинов, Д. И. Заречанский, подполковник Н. П. Гвоздиковский, майоры В. П. Розов, К. А. Ляликов. Высочайшая награда Родины наглядно свидетельствовала о важном вкладе преподавателей и коллектива НИВИТа в укрепление обороноспособности страны, квалифицированной подготовке молодых специалистов – военных инженеров железнодорожного транспорта.

В апреле 1945 г. Центральное управление учебных заведений НКПС заслушало доклад начальника НИВИТа инженер-полковника Л. В. Одинцова о работе института в первом семестре 1944/45 учеб. г. и о мероприятиях по подготовке института к новому 1945/46 учеб. г. По итогам доклада была отмечена большая работа руководства НИВИТа по пополнению института преподавательскими кадрами, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, восстановлению лабораторий и кабинетов, созданию гидравлической лаборатории3. С положительной стороны была отмечена также научно-исследовательская работа коллектива (за 1944 г. отработано 45 тем), оказание действенной помощи Томской железной дороге, работа Университета культуры, меры по повышению трудовой дисциплины и успеваемости слушателей.

Так наш вуз приближался к победе Великой Отечественной войны.


< Назад


Список объявлений