+11°Сегодня понедельник, 06.05.2024, 2-я учебная неделя
Фотография раздела
Меню раздела ▲
0

Объявления университета

Роль НИВИТа в решении проблемы расширения выхода с Кузбасса в годы войны

В годы Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт сыграл важную роль в обеспечении военно-стратегических планов и тактических задач Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), эвакуации промышленных предприятий и населения в восточные регионы страны, организации бесперебойных воинских перевозок, сырья и продовольствия. О масштабах этой работы может свидетельствовать тот факт, что в конце 1941 г. интенсивность работы на железных дорогах Сибири увеличилась в несколько раз по сравнению с довоенными. Так «выгрузка на Омском и Новосибирском железнодорожных узлах в сентябре – октябре 1941 г. выросла в 3 раза, на Кемеровском, Томском, Барнаульском, Рубцовском, Новокузнецком – в 1,5 – 2 раза. В отдельные дни станция Чулымская пропускала в 2–3 раза больше поездов, чем в мае 1941 г.».

В начальный период войны СССР лишился важнейшего топливо-энергетического комплекса – Донбасса. В стране «очень остро встал вопрос об обеспечении ряда отраслей промышленности, прежде всего оборонного значения, необходимым количеством коксующегося угля. В сложившихся условиях надежда была только на Кузбасс». До войны Кузбасс «занимал второе место по объему угледобычи среди областей… и выдавал 13% общесоюзного угля». Государственный комитет Обороны СССР (ГКО) потребовал увеличения объемов добычи сибирского угля, бесперебойной его доставки по назначению. В течение 1942 – 1944 г. было принято четыре партийно-правительственных постановления по вопросам увеличения добычи угля в Кузбассе и улучшения качества коксующихся углей.

В 1942 г. ГКО поставил Наркомату путей сообщения (НКПС) задачу по увеличению пропускной и провозной способностей транссибирской магистрали, в том числе на сетях и на выходе из Кузбасса. В решении этой важной государственной задачи определенную роль сыграли преподаватели, сотрудники и слушатели (студенты) Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта.

7 января 1942 г. НКПС издал приказ № 18/ц «О развитии лунинского движения на железнодорожном транспорте в условиях войны». Знаменитый машинист-новатор Новосибирского паровозного депо Томской железной дороги Н. А. Лунин стал инициатором движения сверхтяжёлых поездов. В декабре 1941 г., выполняя особое задание НКПС, он двумя паровозами доставил в Москву, где был острый топливный кризис, 5000 тонн угля (100 вагонов!), при нормативе на одну машину 1250 тонн. Потом стал водить тяжеловесные угольные составы на Урал. Тут же инициатива была подхвачена железнодорожниками страны и сверхтяжёлые составы пошли по всем железным дорогам, где это позволяло путевое хозяйство.

В марте 1942 г. народный комиссар угольной промышленности СССР В. В. Вахрушев обратился к ряду членов ГКО с письмом, в котором выразил тревогу сложившимся положением. В частности, Вахрушев писал, что «на протяжении пяти последних месяцев из-за неподачи вагонов выполнение плана вывоза угля из Кузбасса систематически срывается: если до войны из Кузнецкого бассейна грузили потребителям до 70 тысяч тонн угля в сутки, то к весне 1942 года – только 40 тысяч тонн. Между тем потребность в кузнецком угле, в связи с перебазированием многих промышленных предприятий на восток, возросла до 90 – 100 тысяч тонн в сутки».

В соответствии с заданием Центрального научно-исследовательского института НКПС и приказом начальника Томской железной дороги, сотрудники НИВИТа провели ряд опытных работ по определению топливных эквивалентов взаимозаменяемости и установлению норм расхода топлива паровозами. Приказом по институту была сформирована целевая бригада в составе доц. Н. М. Федиченко (руководитель), ассистентов З. З. Рудякова, И. М. Коротеева, Г. Т. Литвинова. Начальнику кафедры «Подвижной состав и тяга поездов» доц. Г. М. Ежкову поручалось оказать помощь в разработке методики и организации опытных поездок. Поездки с динамометрическим вагоном осуществлялись в марте – апреле 1942 г. на отдельных участках Томской железной дороги: Барнаул – Черепаново, Барнаул – Бийск. На Томской железной дороге, при самом активном участии ученых-преподавателей НИВИТа, стали создаваться «лунинские школы», «где изучались приемы работы машиниста-новатора, читались технические лекции, проводились консультации, устраивались конференции для популяризации достижений самого Н. А. Лунина и его последователей».

В план научно-исследовательской работы (НИР) НИВИТа на 1942 г., утвержденный Всесоюзным комитетом по высшей школе (ВКВШ) при СНК СССР 6 марта 1942 г., вошли шесть комплексных тем, в их числе были включены темы, напрямую связанные с решением проблемы «выхода с Кузбасса»: «Улучшение работы железнодорожного транспорта тыловых дорог» (семь подтем); «Сокращение расходов топлива и экономия энергии» (четыре подтемы).

К лету 1942 г. ситуация с отгрузкой угля с Кузбасса еще более обострилась. 14 июля 1942 г. ГКО принял постановление № 2037 «Об обеспечении вывоза из Кузбасса угля текущей добычи и запасов». В числе причин сложившегося положения назывались «неподача порожняка, неудовлетворительное продвижение груженых маршрутов с углем, плохая организация погрузки угля их отвалов». Через месяц ГКО принял еще одно постановление «О неотложных мерах по увеличению добычи угля в Кузбассе» (от 24 августа 1942 г.). Очередным постановлением ГКО от 22 сентября 1942 г. были утверждены мероприятия (21 пункт) по улучшению работы железных дорог Урала – Сибири и накоплению запаса порожних вагонов для Караганды и Кузбасса. 23 октября 1942 г. председатель ГКО И. В. Сталин подписал постановление «О питании порожними вагонами Кузбасса». Так для железнодорожников возникла проблема расширения «выхода с Кузбасса», которая приобрела судьбоносный характер для экономики страны.

Проблемы железнодорожного транспорта Западной Сибири становятся предметом серьезного внимания ученых института, что наглядно подтверждается материалами трех научно-технических конференций НИВИТа, состоявшихся в годы войны. Существенный вклад в решении проблемы «выхода с Кузбасса» принадлежит профессору В. Е. Еврейскову. На VI научно-технической конференции (ноябрь 1942 г.) он выступил с докладом «Проблемы транспорта Западной Сибири», в котором обозначил текущие проблемы и узкие места, в решении которых ученые НИВИТа способны оказать реальную и действенную помощь железнодорожникам. Конференция приняла решение сосредоточить внимание преподавателей и ученых на проведение научных исследований, связанных с оборонной тематикой, оказанием практической помощи предприятиям железнодорожного транспорта, оборонной промышленности.

По примеру новосибирского городского «Комитета ученых», возглавляемого академиком С. А. Чаплыгиным, при управлении Томской железной дороге был создан Научно-технический совет «в составе пяти секций, которыми руководили ведущие профессора НИВИТа». Ученые предложили рассматривать проблему «Выход с Кузбасса» комплексно, в более широкой плоскости, нежели только увеличение проводимости и грузооборота транссибирской железнодорожной магистрали. По их мнению, эффективному решению этой проблемы должны способствовать надлежащие условия эксплуатации транспорта, повышение надежности дорожного пути, дополнительные меры по обеспечению безопасности движения.

При помощи преподавателей института на отделениях Томской железной дороге были подготовлены и проведены производственно-технические конференции, направленные на пропаганду новаторского метода Н. А. Лунина: «Мобилизация внутренних ресурсов и лунинские методы работы» (август 1942 г., станция «Усяты» [современный Прокопьевск – автор]); а также готовности железнодорожного хозяйства для работы в военных условиях: «Мобилизация внутренних ресурсов в области путевого хозяйства и подготовки к зиме (октябрь 1942 г., станция «Защита» [современный Усть-Каменогорск – автор]), «Организация движения и борьба с авариями и крушениями» (апрель 1943 г., станция «Барнаул»).

При составлении тематического плана НИР на 1943 год институт постарался избежать распыления сил своих научных кадров и сконцентрировал внимание ученых на решении важнейших вопросов производства. В основной тематический план НИВИТа вошли четыре комплексные темы, в том числе «Усиление транспортных связей Кузбасса», в рамках которой предстояло определить перспективу роста грузооборота на сетях и на выходе из Кузбасса; скоординировать работу железнодорожного и водного транспорта; разработать основные экономические и технические данные для выбора типа подъездных путей Новосибирской и Кемеровской областей, реконструкции тягового хозяйства, развития основных транспортных узлов. Возглавил работу над этой темой «проф. В. Е. Еврейсков, в состав группы научных сотрудников вошли доценты А. М. Горчаков, Л. В. Мануйлов, ассистенты А. И. Икингрин и др. Вторая группа, под руководством проф. Н.Т. Матюшина (доценты С. В. Амелин, С. Ф. Мацкевич, И. И. Шаталин) занялись темой «Исследование работы элементов пути и путевого хозяйства».

Последующая реализация этой комплексной темы показала эффективность сотрудничества ученых и практиков. В апреле 1943 г. ряд научных работников сибирского региона были премированы начальником управления Томской железной дороги за успехи в научно-исследовательской работе и оказании конкретной помощи железной дороге в условиях военного времени. Среди преподавателей НИВИТа благодарность и денежные премии получили: чл.-корр. Академии наук СССР, проф. Г. П. Передерий – за систематические ценные консультации по вопросам эксплуатации искусственных сооружений и постройке мостов; д-р техн. наук, проф. Н. Т. Митюшин – за руководство научно-производственными конференциями на узлах Томской дороги и ценные предложения в области улучшения работы рельсового стыка; проф. В. Е. Еврейсков – за принятие активного участия в разработке вопроса по подъездным путям Томской ж.-д. и активную работу в строительной секции Научно-технического совета при начальнике Томской железной дороги; проф. П. Я. Гордеенко – за разработку ряда актуальных производственных проблем, выдвинутых службами движения и грузовой работы Томской ж.-д.; доц. Г. М. Ежков – за активное участие в разработке и практическом осуществлении различных энергетических установок; доц. С. Ф. Мацкевич – за активные систематические консультации работников службы пути Томской дороги, за ценные доклады на научно-производственных конференциях; доц. М. А. Шрифман – за инициативную организацию научно-производственных конференций на Томской железной дороге, за разработку технологических процессов по реновации элементов верхнего строения пути и систематические консультации работников дистанции пути; доц. А. Д. Кузин – за активное участие в качестве докладчика научно-производственных конференций и систематические консультации отделений движения Томской железной дороги.

В 1943 г. НИВИТ оказал действенную помощь Томской железной дороге в оптимизации графика движения поездов. Для увеличения количества поездов-тяжеловесов требовались профессиональные заключения-рекомендации не только по организации графика движения, но и по координации деятельности всех служб железной дороги. Для выполнения этой задачи на базе Института были сформированы бригады под руководством научных сотрудников (проф. П. Я. Гордиенко, доц. Г. М. Ежков, доц. А. М. Горчаков), ассистентов И. П. Семина, В. И. Быкова, В. В. Гадевальда и 30 слушателей 5 курса факультета «Движение и грузовая работа», которым поручили проводить замеры по линии станций Чулым, Инская, Новосибирск, Тайга, Топки, Кольчугино, Судженка, Анжерка, Новосибирск. Отдельная бригада была направлена на станцию Эйхе (ныне – Инская), которой надлежало проанализировать технологический процесс работы железнодорожного узла Эйхе по пяти направлениям: на паровозах, в депо, в парках, на сортировочной горке и на тормозных позициях. Ввиду того, что на этой станции происходило основное формирование угольных маршрутов для тяжеловесных поездов, этой работе придавалось особое значение. Бригады приступили к работе с 12 июля 1943 г. В результате проделанной работы были комплексно проанализированы причины неравномерности работы железнодорожного транспорта и разработаны новые нормативные грузовые потоки, рассчитаны унифицированные нормы весовых угольных маршрутов, что в целом способствовало совершенствованию технологии работы железнодорожных станций и узлов, усилению проводоспособности сибирских и уральских железных дорог.

Начало 1943/44 учеб. года запомнилось многим нивитовцам военного времени. Приказом начальника института сводный отряд слушателей 9 сентября 1943 г. был отправлен на станцию «Мереть» Томской ж.-д для строительства углевозной железнодорожной ветки. Общее руководство и контроль за работами были возложены на подполковника В. Е. Ермилина (кафедра «Восстановление ж.-д и устройство на них заграждений»). месяц силами слушателей вторых и третьих курсов была построена железнодорожная ветка протяженностью девять километров от железнодорожной станции «Мереть» до шахты «Грамотейная», что решило проблему снабжения высококалорийным углем промышленных предприятий г. Новосибирска.

На VII научно-технической конференции НИВИТа (10–12 ноября 1943 г.) были подведены итоги работы кафедр института по оказанию помощи Томской железной дороге. На конференции констатировали, что «деловая связь с Томской ж.-д. окрепла, что значительная часть профессоров и преподавателей института плодотворно и успешно работает в различных областях деятельности транспорта и промышленности». На очередной учебный год коллективу института была конкретизирована задача: принять «предметное участие в работе Томской ж.-д. по рационализации и изобретательству, дальнейшая разработка комплексных тем».

В приказе по итогам конференции был отмечен большой вклад в эту работу академика Г. П. Передерия, д-ра техн. наук, проф. Н. Т. Матюшина, профессоров В. Е. Еврейскова, П. Я. Гордеенко, доц. Г. И. Клейменова. За активное участие в организации и работе VII научно-технической конференции НИВИТа была объявлена благодарность 12 сотрудникам института из числа профессорско-преподавательского состава, двум инженерам, заместителю начальника научно-исследовательского сектора доц. А. Д. Кузину, заместителю начальника НКП ЦНИИ при управлении Томской ж.-д. доц. С. Е. Кузину. В этом же приказе доводилось до сведения коллектива, что начальник Томской железной дороги В. И. Оборотов подписал приказ от 25 ноября 1943 г. о поощрении ряда сотрудников НИВИТа за подготовку, активное участие и доклады по актуальным вопросам железнодорожного хозяйства на дорожной научно-технической конференции: а) денежными премиями в размере 1500 рублей награждены д-р техн. наук, проф. Н. Т. Матюшин, проф. В. Е. Еврейсков, П. Н. Гордиенко; б) денежной премией в размере 1 000 руб. – доц. Г. И. Клейменов; в) объявлена благодарность: академику Г. П. Передерию, заместителю начальника НИВИТа, доц. П. Л. Клаузу, доцентам А. З. Смирновой, М. А. Фришман, старшему лаборанту Леонтьеву.

В третьем военном году процент охвата кафедр научно-исследовательской работой составил 88%, и надо отметить, что на 100 процентов были выполнены госбюджетные темы «Пересмотр вопроса о выходах из Кузбасса на Восток», «Транспорт Новосибирска», «Реконструкция транспорта Новосибирской области» (проф. В. Е. Еврейсков), «Курс Мостов» (академик Г. П. Передерий), «Применение кирпича в мостостроении» (доц. Ф. Г. Голицын).

В тематическом плане НИР НИВИТа на 1944/45 учебный год комплексной работы по Кузбассу уже нет. Но характер большинства научно-исследовательских работ преподавателей и научных сотрудников НИВИТа был всецело связан с улучшением технологических процессов на железной дороге, организацией маневровой работы на крупнейших узлах и станциях, разработке предложений и мероприятий по экономии горюче-смазочных материалов, запасных частей. В военные годы профессорско-преподавательский состав института постоянно помогал специалистам и новаторам Томской железной дороги в производстве технических расчетов при перестройке технологических процессов.

Впервые результаты работы кафедр НИВИТа в военное время были обобщены в издании «Тридцатилетие Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (Краткий очерк)». В военные годы кафедра «Путь и путевое хозяйство» изучила состояние рельсового хозяйства 20 из 21 дистанции пути Томской железной дороги, а также разработала ряд тем: «Расчеты пути», «Расчеты стрелочных переводов», «Реновация верхнего строения пути» и др. Кафедра «Проектирование и постройка железных дорог» провела обследование земляного полотна Горно-шорской линии. По различным заказам управления Томской железной дороги работали практически все кафедры института. Но проблема расширения выхода с Кузбасса в первые годы войны стало общей научной и практической задачей, в решение которой профессорско-преподавательский и слушательский коллектив НИВИТа внес свой весомый вклад.

Назад


Список объявлений