+5°Сегодня понедельник, 06.05.2024, 2-я учебная неделя
Фотография раздела
Меню раздела ▲
0

Объявления университета

Генерал-майор технических войск Котюков Аркадий Васильевич

Почти двадцать лет (1934 – 1953 гг.) нынешний Сибирский государственный университет путей сообщения имел название Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ). Это было единственное в СССР высшее военно-транспортное учебное заведение, готовящее военных инженеров железнодорожного транспорта и командиров взводов службы военных сообщений РККА. Военизированная структура НИВИТа определяла, что военную подготовку слушателей осуществляли соответствующие кафедры и офицерский командный состав, работу которых направлял и координировал военный заместитель начальника института. С октября 1941 г. по октябрь 1953 гг. на этой должности работал генерал-майор технических войск А.В. Котюков, который вписал немало славных страниц в историю НИВИТа.

Котюков Аркадий Васильевич родился 4 февраля 1888 г. в г. Нижний Тагил Екатеринбургской губернии. Трудовую деятельность начал на Никитинском железоделательном заводе после окончания Горнозаводского училища (1905 г.). В 1909 г. был призван на действительную военную службу, которую проходил в 1-й Заамурской железнодорожной бригаде в г. Харбине. В декабре 1912 г. уволился в запас в звании младшего унтер-офицера и вернулся на Никитинский завод. Всю Первую мировую войну А.В. Котюков прошел в составе 16 железнодорожного батальона на головном участке Ганцевичи – Ляховичи Полесской железной дороги [2, л. 1, 2].

В ряды Красной Армии был мобилизован в 1918 г. В годы Гражданской войны служил на вспомогательном поезде Уральской стрелковой дивизии (дорожным мастером, помощником начальника поезда), затем командиром путевой роты, командиром 36 отдельного железнодорожного дивизиона. В октябре 1921 г. А.В. Котюков назначили на должность командира 16-го отдельного железнодорожного полка. В сентябре 1922 г. полк перебрасывают на Дальний Восток: принимали участие в ликвидации японской интервенции, восстановлении разрушенных железных дорог [2, л. 3(об.)]. В последующие годы 9 железнодорожный полк под командованием А.В. Котюкова строил железную дорогу Чернигов – Овруч, принимал участие в боевых действиях на КВЖД. За службу социалистическому Отчеству он был награжден орденом «Красного знамени», именным револьвером от РВС СССР с надписью «Стойкому защитнику пролетарской революции». Окончил Курсы усовершенствования старшего командного состава железнодорожных войск. В 1932 г. А.В. Котюков назначается помощником начальника Военных сообщений ОКДВА, затем начальником сектора 2-го отдела штаба округа Дальневосточной армии [2, л. 4].

В 1935 г., с учетом выслуги в отдаленной местности, А.В. Котюкова переводят на должность старшего преподавателя НИВИТа. В 1936 г. ему присвоено звание «полковник». Через два года, на основании распоряжения ВКВШ при СНК СССР, он назначается на должность начальника военной кафедры «Восстановление железных дорог и устройство на них загражде-ний». В апреле 1940 г. А.В. Котюкову присваивается воинское звание – «комбриг» [2, л. 4, 5].

В довоенный период он стал инициатором проведения летних лагерных сборов слушателей НИВИТа на базе Юргинских лагерей СибВО, рождения военно-спортивной эстафеты – знаменитой «оборонки», которая в этом году отметила 75-летний юбилей. Постановлением СНК СССР от 4 июня 1940 г. «О присвоении воинских званий высшему начальствующему составу Красной Армии» А.В. Котюкову присвоено воинское звание «генерал-майор технических войск» [7]. С 1941 г. по 1953 год он являлся бессменным военным заместителем начальника НИВИТа, исполняя обязанности и начальника военной кафедры.

Следует отметить, что с началом войны военный заместитель начальника института А.В. Котюков приложил немало усилий, чтобы адаптировать тематику научно-исследовательской работы НИВИТа к условиям военного времени. В марте 1942 г. институт был отмечен в приказе № 53 Управления учебных заведений Наркомата путей сообщения «Об улучшении военной и физической подготовки студентов ВТУЗов и учащихся техникумов» за хорошую организацию и проведение всеобщего военного обучения первой очереди и ряда военно-оборонных мероприятий. К маю 1942 г. в институте было подготовлено две тысячи отличных стрелков, 1 500 инструкторов противовоздушной и химической обороны, 26 снайперов, 527 бойцов-рукопашников, 100 пулеметчиков [3].

В ноябре 1942 г. в институте состоялась VI научно-техническая конференция, на которой большой интерес вызвал доклад генерал-майора технических войск А.В. Котюкова «Восстановление железных дорог по опыту Великой Отечественной войны». Вскоре из печати вышла его книга с названием «Перешивка с одной колеи на другую», которая оказалась актуальной и востребованной для фронта [4, д. 173, л. 52]. Дело в том, что германские железнодорожные войска, активно используя ресурс военнопленных, повсеместно перешивали российскую колею (1524 мм.) на свой стандарт – 1435 мм. Это существенно затрудняло поддержку и использование железнодорожного транспорта при наступательных операциях Красной Армии. Генерал-майора А.В. Котюкова даже пригласили в Москву для личного доклада по этой тематике.

В отчете института за 1942/43 учеб. год отмечалось, что выпускники НИВИТа достойно проявили себя в условиях военного времени. Ряд выпуск-ников, работающих во фронтовой и прифронтовой полосе, в органах ВОСО, в частях ГУВВРа, были награждены правительственными орденами и медалями [4, д. 209, л. 37(об.)]. В 1943 г. среди нивитовцев появились свои Герои Советского Союза. За образцовое выполнение заданий командования, героизм и мужество при форсировании р. Днепр лейтенанту Ю.И. Дерябину, лейтенанту И.Е. Стернину Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. Через два месяца, 23 февраля 1944 г., звание Героя Советского Союза было присвоено воспитаннику НИВИТа, младшему лейтенанту В.Н. Безукладникову – командиру огневого взвода 45-мм пушек [5, с. 74, 136, 322]. В последующих воспоминаниях они с благодарностью писали о преподавателях, которые научили их воевать еще в стенах института.

В 1944 г. НИВИТ стал инициатором проведения конференции военных кафедр, на которую пригласили представителей всех вузов г. Новосибир-ска.. С докладами на конференции выступили представитель СибВО, подполковник Баканов «Кировоградская операция 1944 г.», преподаватели НИВИТа – майор М.С. Виршич «Техника в Отечественной войне», подполковник И.И. Большаков «Особенности работы фронтовых железнодорожных участков по опыту Отечественной войны», подполковник В.Е. Ермилин «Рельсовый стык при восстановлении железных дорог в условиях Отечественной войны», доц. А.Д. Кузин «Железнодорожники в Отечественной войне», доц. Я.Г. Дерягин «Превосходство Сталинской стратегии над немецкой дефектной стратегией». Генерал-майор А.В. Котюков сделал обстоятельный доклад на тему «Особенности работы технической разведки в условиях Отечественной войны» [4, д. 230, л. 23(об.), 24].

Летом 1944 г. слушателям V курса строительного факультета организовали производственную практику (с 6 июля по 1 октября) на железных дорогах европейской части страны – на освобожденных от врага территориях. Общее руководство практикой и решение всех специальных вопросов руководство института возложило на генерал-майора А.В. Котюкова [1, д. 192, л. 409]. Большинству слушателям пришлось работать в прифронтовой полосе, а некоторым «посчастливилось» заниматься ремонтно-восстановительными работами во фронтовых условиях, и даже на передовой – вслед за наступающими войсками в ходе операции «Багратион». За четыре месяца боевой практики слушатели получили навыки, опыт и материал, которые пригодились им при диплом-ном проектировании. Впоследствии выпускники НИВИТа с гордостью вспо-минали о производственной практике 1944 года, писали об этом в отчетах, газетах, воспоминаниях, мемуарах.

За три года войны вузы г. Новосибирска дали стране 2 801 молодых специалистов, в том числе мединститут – 1 116, строительный – 393, НИИГАиК – 171, свыше 1 100 военных инженеров подготовил НИВИТ [6, с. 351]. Все нивитовцы оказались нужными и востребованными как в военное время, так и в период восстановления народного хозяйства страны. Генерал-майор технических войск А.В. Котюков внес достойный вклад в профессиональную подготовку и воспитание молодых специалистов – будущих командиров воинских соединений железнодорожного сообщения, предприятий и учреждений системы железнодорожного транспорта. Указом Президиума Верховного совета СССР от 3 ноября 1944 г. генерал-майор А.В. Котюков был награжден орденом «Красного знамени», а указом Президиума Верховного совета СССР от 21 февраля 1945 г. – орденом «Ленина» [1, д. 219, л. 113-114].

В ноябре 1950 г. по личной просьбе А.В. Котюков был освобожден от должности начальника военной кафедры. В октябре 1953 г. он вышел в отставку и продолжил работу в НИИЖТе на должности старшего преподавателя вплоть до 1959 года. Боевой и трудовой путь генерал-майора технических войск А.В. Котюкова отмечен правительственными наградами: орден «Ленина», два ордена «Красного знамени», орден «Знак Почета», четыре медали.


< Назад



Список объявлений