+13°Сегодня понедельник, 06.05.2024, 2-я учебная неделя
Фотография раздела
Меню раздела ▲
0

Объявления университета

Традиция НИВИТа – НИИЖТа –СГУПСа: оборонно-спортивная эстафета («оборонка»)

Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (1934 –1953 гг.) был своеобразным высшим учебным заведением. На протяжении двух десятилетий в этом вузе молодые люди приобретали профессию инженера-транспортника, а также знания, умения и навыки, необходимые для офицеров железнодорожных войск. Структура вуза полностью соответствовала армейской: факультет – батальон, курс – рота, группа – взвод (в группе 2-3 отделения). Учащиеся (слушатели) считались состоящими на действительной военной службе. Все слушатели жили в казармах, носили военную форму, находились на полном вещевом и котловом довольствии, ходили строем на занятия и т. д.. Выпускники вуза получали диплом инженера, воинское звание «лейтенант» и должность командира взвода службы военных сообщений РККА.

В 1930-е гг. в НИВИТе был заложен ряд славных традиций, которые всемерно поддерживались, развивались и развиваются его наследниками – Новосибирским институтом инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ), современным Сибирским государственным университетом путей сообщения (СГУПС). Самой знаменитой традицией нашего вуза является оборонно-спортивная эстафета.

Первая оборонно-спортивная эстафета, которая положила начало знаменитой «оборонке» НИВИТа – НИИЖТа – СГУПСа, состоялась 24 марта 1939 г. Накануне в институтской газете «Кадры-транспорту» было написано: «По инициативе комитета ВЛКСМ, добровольных обществ «Осоавиахим» и «Локомотив», в честь XVIII съезда партии, 24 марта будет проведена оборонно-спортивная эстафета на розыгрыш «Оборонно-спортивного кубка НИВИТа». Там же отмечалось, что в эстафету входят: ходьба на лыжах в противогазе, патрули, стрельба, метание гранаты, переноска раненого, оказание первой помощи, бег и т. д. Согласно положению каждый курс должен был выставить команду из 12 слушателей (9 мужчин и 3 женщины). Команда-победительница получала право рапортовать начальнику института об итогах академической успеваемости и оборонно -спортивной работы на курсе, получала на год звание чемпиона института и переходящий оборонно -спортивный кубок НИВИТа.

«Задача каждого курса, – писал член комитета комсомола В.Н. Шахматов, -организовать работу так, чтобы прийти к эстафете с лучшими показателями по академике и по оборонно-спортивной работе, добиться звания чемпиона и получить «Оборонно-спортивный кубок НИВИТа». К сожалению, протоколов первой «оборонки» не сохранилось. В отчете Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта за 1938/39 учебный год это мероприятие отмечено лишь одним предложением: «проведена военизированная эстафета с охватом до 300 человек». А вот заявление комсомольского вожака, что в дальнейшем эстафета по розыгрышу оборонно–спортивного кубка будет проводиться каждый год, оказалось пророческим. Таким образом, в марте 1939 г. состоялась первая оборонно-спортивная эстафета, которая стала традиционной и проводится до настоящего времени.

Вторая оборонно-спортивная эстафета состоялась 18 марта 1940 г. Восемь команд оспаривали чемпионское право. Первой финишировала команда II курса факультета «Движение и грузовая работа» (сокращенно – «Движение») – прошлогодний чемпион института, второй пришла команда III курса факультета «Постройка ж.-д. и путевое хозяйство» (сокращенно – «Путь»). При подведении итогов «первое место было присуждено команде III курса “Пути”, набравшей наименьшее количество штрафных очков» [12, 9]. К сожалению, не сохранились для нас и протоколы второй оборонно-спортивной эстафеты. Но благодаря воспоминаниям члена комитета комсомола института, ответственного за спортивную работу В.Н. Шахматова, можно констатировать, что наилучшую организацию в подготовке к эстафете продемонстрировала команда II курса факультета «Движение», хорошую организованность показали команды II и III курсов «Пути». В то же время он указывал на то, что команда I курса факультета «Движение» потеряла эстафетную палочку; команда IV курса «Движения» не подготовила винтовку для стрельбы, чем «провалила» общий результат; команда III курса «Движения», благодаря беспечности капитана команды и представителя курса, не подготовила спортинвентарь и «позорно провела 5 (лыжный) этап» и, имея все шансы на первенство, в итоге заняла лишь четвертое место. Шахматов категорически заявил, что «многие курсовые бюро ВЛКСМ не занимались подготовкой к эстафете. Так IV курс “Пути”, имея неплохих спортсменов, совсем не выставил команду для участия в эстафете. В будущем году к проведению традиционной эстафеты курсовые организации должны подойти гораздо лучше, чтобы не повторить недостатков, имевших место в эстафете этого года». Руководство вуза по достоинству оценило комсомольскую инициативу и взяло в дальнейшем это дело в свои руки. Впоследствии вся ответственность за подготовку, организацию и проведение «оборонки» была возложена на кафедру физкультуры и кафедры военного профиля.

На старт третьей, предвоенной оборонно-спортивной эстафеты, 23 марта 1941 г., вышло 13 команд, а финишировали – 11. Первой на финише была команда V курса факультета «Путь» со временем 1 час 26 мин. 02 сек.; второй была команда III курса того же факультета (1 час 26 мин.20 сек.), третьей пришла команда IV курса факультета «Движение» (1 час 27 мин. 21 сек.) 5. Команда VI курса ф-та «Путь» сошла с дистанции на первом этапе, V курс ф-та «Движение» не смог одолеть 10-й этап.

В соответствии с Положением об эстафете, впервые места определялись по очкам: при определении первенства учитывалось общее время команды, результаты стрельбы и штрафные очки. Так, по стрельбе 1-ое место занял слушатель В. Шахматов – 82 очка (ф-т «Движение»), 2-ое место слушатель Н. Кузнецов – 79 очков (3-й курс ф-та «Путь»). Стрелок команды V курса ф-та «Путь» выбил всего 38 очков, чем значительно снизил общий результат своей команды. В 13 часов состоялся институтский митинг, на котором были объявлены результаты эстафеты. Зачет получили 6 команд.

1-ое место в оборонно-спортивной эстафете (1941 г.) заняла команда III курса ф-та «Путь» (17 очков), 2-е место – IV курс ф-та «Движение» (21 очко). Как писалось в институтской газете, капитан команды III курса ф-та «Путь», слушатель А. Архипов, получая кубок, зачитал рапорт курса командованию института. На этом же митинге третьему курсу факультета «Постройка ж.-д. и путевое хозяйство» было вручено переходящее Красное знамя за большие успехи и достижения в оборонно-массовой и физкультурной работе.

В последующие два года (1942–1943 гг.) оборонно-спортивная эстафета не проводилась. За первый военный 1941/1942 учебный год НИВИТ «отправил на фронт 616 своих слушателей. Во второй военный учебный год (1942/1943) в ряды Красной Армии призвали еще 353 слушателя».

В мае 1942 г., в связи с серьезными осложнениями на фронтах юго-западного направления, буквально за четыре дня, «с 18 по 22 число, НИВИТ снял с довольствия и проводил на фронт 412 слушателей 1–3-х курсов». Всего за четыре военных года НИВИТ отправил на фронт 1079 слушателей, 49 преподавателей и сотрудников института. Целые группы, целые курсы призывались в ряды Красной Армии и сразу же направлялись на ускоренные курсы командного состава, в военные училища, зачислялись в состав сибирских дивизий, в маршевые воинские части и специальные (железнодорожные) подразделения воюющей армии. Бывшие слушатели - нивитовцы прошли горнило Сталинградской битвы, держали оборону на Курской дуге, освобождали левобережную Украину, форсировали Днепр, брали Киев. Так что проводить «оборонку» в первые военные годы просто было не с кем.

Возобновили «оборонку» 19 марта 1944 г. В ней приняли участие 11 команд от рот с охватом 132 человека. Первое место заняла команда 4-ой роты со временем 2:02:39. Этой команде удалось пройти все 10 этапов без штрафных очков, хотя на стрельбе они показали лишь восьмой результат.

Четыре команды были сняты с соревнований за грубейшие нарушения, допущенные отдельными участниками на различных этапах. Команда 4-й роты была награждена почетной грамотой.

Приказом начальника института благодарность объявили всему личному составу команд, занявших первые четыре места.

Мы специально уделили подробное внимание первым оборонно-спортивным эстафетам НИВИТа, т. к. в многочисленных публикациях, посвященных этой теме, не представлено начало истории этого мероприятия, порой неверно отражены факты и даже события. Например, в университетском издании за 2002 г. написано, что «Первый старт ей (оборонке) был дан в марте 1939 г., в соревнованиях тогда приняли участие более 700 студентов». Простой подсчет показывает, что реально на старт первой оборонно-спортивной эстафеты вышло не более 120 участников, если взять за основу расчета число команд (10 чел.) и количественный команды состав (12 чел.).

Во всех предыдущих публикациях не отражено, что «оборонка» фактически не проводилась в 1942–1943 гг. В то же время написано, что за годы проведения эстафеты она не проводилась дважды.

Бывший заведующий кафедрой «Физическое воспитание» В.Я. Касян считал, что оборонка «не проводилась в 1945, а также в 1968 году – из-за ранней оттепели»; по мнению Н.Н. Козлова, В.А. Хапилиной «исключением были только два года (1945, 1961)». Мы проверили эти сведения, и они не подтвердились, за исключением 1968 года.

Так, в приказе по НИВИТу от 20 марта 1945 г. записано: «18 марта 1945 г. проводилась традиционная оборонно-спортивная эстафета на первенство Института, в которой приняли участие 8 команд от рот с охватом 104 слушателя. Результаты соревнований традиционной эстафеты утвердить. Личному составу команды 7 роты объявляю благодарность и награждаю грамотами». Как говорится, комментарии излишни. На основе контент-анализа институтской газеты «Кадры - транспорту» за 1960–1963 гг. нами установлено, что в марте 1961 г. в НИИЖТе состоялась XXII оборонно-спортивная эстафета. Что же касается 1968 г., то история выглядит иным образом. В традиционные сроки (март) оборонно-спортивная эстафета не состоялась из-за ранней оттепели. Старт перенесли на осень. В ноябре 1968 г. в институтской газете вышли две статьи автора В. Ходова «Скоро 29-я традиционная», «До старта [29-й оборонно-спортивной эстафеты] – 9 дней» 10. Но, вероятно, из-за сильных морозов, или по иным причинам, эстафету в 1968 г. «пропустили». В подтверждение этой версии можно привести публикацию Г. Епишина (от 28 марта 1969 г.), в которой сообщается, что в НИИЖТе состоялась 29-я традиционная оборонно-спортивная эстафета, посвященная 50-летию Сибирского военного округа.


< Назад






Список объявлений