+8°Сегодня понедельник, 06.05.2024, 2-я учебная неделя
Фотография раздела
Меню раздела ▲
0

Объявления университета

Первые научно-технические конференции кафедр НИВИТа

Впервые вопрос о проведении научно-технической конференции в НИВИТе был поставлен в феврале 1937 г. Заведующий кафедрой организации ж.-д. перевозок Э. Сафраган писал в институтской газете «Кадры – транспорту», что это мероприятие позволит наглядно представить достижения и перспективы работы железнодорожного транспорта, а также «результаты работы конференции должны послужить стимулом резкого улучшения научно-исследовательской и учебной работы кафедр». Но бурные события середины 1930-х годов (волна большого террора и репрессии) отодвинули данный проект на полтора года.

Первая научно-техническая конференция кафедр НИВИТа состоялась в июне 1938 г. В приказе начальника института определялись сроки (с 13 по 15 июня), время начала заседаний (с 18 часов), программа, состав руководящих органов. Председателем первой конференции был назначен д–р техн. наук, проф. кафедры «Строительная механика» Н.М. Абрамов, заместителем председателя – начальник НИСа, проф. кафедры «Проектирование и постройка железных дорог» В.Е. Еврейсков, ученым секретарем – ассистент кафедры физики Г.А. Коновалов.

На открытии конференции 13 июня 1938 г. с приветственным словом выступил заместитель начальника института по учебной и научной работе А.Д. Третьяков, было заслушано выступление начальника НИСа, проф. В.Е. Еврейскова «Научно-исследовательская работа кафедр НИВИТа в 1938 году», а также доклад ассист. К.Н. Коржавина «Работа ледорезов массивных мостовых опор в условиях ледохода рек Сибири». На втором заседании (14 июня) участники заслушали и обсудили три научных доклада: профессора В.Е. Еврейскова «Оползни одного косогора и борьба с ними», доцента Г.А. Коновалова «Исследование действия ультрафиолетовых лучей на селеновый фотоэлемент», ассистента В.П. Целищева «Некоторые замечания об энергиях электрона в нелинейной теории Борна». На заключительном заседании (15 июня) с научными докладами выступили ассистент А.А. Карпачев «Испытание железобетонных балок при критической нагрузке», дипломники А.К. Дюнин «О соблюдении габаритного уширения в кривых при проектировании вторых путей», В.Н. Никольский «Эффективность введения паровоза ФД на двухпутном участке», И.П. Осовицкий «Эффективность введения паровоза ФД на однопутных железных дорогах».

С 25 февраля по 28 февраля 1939 г. в институте проходила вторая научно-техническая конференция, посвященная проблемам развития железнодорожного транспорта в 3-й пятилетке. На конференции присутствовал профессорско-преподавательский состав и слушатели института, инженеры, техники и рабочие Томской железной дороги, представители вузов г. Новосибирска. В приветственном слове начальник НИВИТа Н.И. Матвеев отметил «огромные задачи, которые стоят сейчас перед инженерно-техническими работниками в связи с перспективами третьей пятилетки», а также конкретные задачи коллектива по подъему научно-исследовательской работы всех кафедр института. На пленарном заседании был заслушан доклад заведующего кафедрой «Основы марксизма-ленинизма», доцента Я.Г. Дерягина на тему «О размещение промышленности в третьем пятилетнем плане».

На последующих заседаниях оживленную дискуссию среди участников конференции вызвал доклад проф. В.Е. Еврейскова о железнодорожном строительстве в третьей пятилетке. «Будучи сторонником наиболее южного варианта (Южно-сибирской магистрали), – писала газета «Кадры – транспорту», – тов. Еврейсков убедительными примерами доказывал преимущества этого направления». Значительная часть его доклада была посвящена также вопросу о целесообразности строительства Ленской железной дороги, развития и сооружения лесовозных путей (Татарская – Каргасок, Томск – Чулым – Енисейск, Ачинск – Енисейск). Канд. техн. наук, доц. Г.М. Ежков представил докладом о задачах по развитию локомотивного хозяйства в третьей пятилетке. Он поставил проблемы усовершенствования и улучшения качества советских паровозов ФД, СО, ИС и их использования. По его мнению, в третьем пятилетии стоят большие задачи по улучшению качества локомотивного хозяйства, по повышению скорости движения поездов, по улучшению и расширении базы для ремонта локомотивов, по повышению культуры ремонта. Он предложил сеть железных дорог «классифицировать по отдельным типам, в зависимости от характера и объема железнодорожных перевозок, примерно на 4 типа». Такая классификация, по его мнению, позволит планировать и развивать ремонтные базы на железных дорогах страны.

В докладе начальника института Н.И. Матвеева «Паровозо-ремонтные заводы и скоростное строительство для дорог Сибири и ДВК» был поставлен вопрос о необходимости строительства на Урале, Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке новых паровозоремонтных заводов средних и малых размеров. Он вынес на обсуждение вопросы генерального плана завода, его компоновки, взаимной увязки отдельных цехов, размеры предприятий, выборы конструкций и варианты скоростного строительства таких заводов. Весьма содержательный и интересный доклад о реконструкции пути в связи с планом развития ж.-д. хозяйства в 3-й пятилетке сделал доц. С.Ф. Мацкевич. «Приступая к реконструкции пути, – говорил он, – необходимо за год до реконструкции провести полное оздоровление земляного полотна. Работы по оздоровлению земляного полотна необходимо механизировать». Далее он поставил вопросы об укладке длинно-метражных рельсов, проектировании и постройке машины для очистки щебня, об освоении новых видов антисептиков, дающих возможность увеличить срок службы шпал. Он говорил, что до сих пор железнодорожникам не известен коэффициент расширения для рельсов Кузнецкого завода и предложил физикам заняться этим. А математикам необходимо проработать вопрос о переходной кривой, которая бы не ограничивала скорость движения поездов. В обсуждении докладов приняли участие преподаватели и слушатели (дипломники) НИВИТа, инженеры-практики Томской железной дороги.

Участники второй научно-технической конференции кафедр НИВИТа обсудили письмо инженерно-технических работников железной дороги им. Ф.Э. Дзержинского о развертывании социалистического соревнования имени XVIII съезда ВКП(б) и приняли соответствующее «Обращение ко всем инженерам, техникам, стахановцам-кривоносовцам, ко всей интеллигенции Томской дороги». В нем писалось, что коллектив научных работников НИВИТа включается в соцсоревнование имени XVIII съезда ВКП(б) и берет на себя следующие обязательства:
1. Организовать конкретную помощь стахановцам и ударникам труда Новосибирского узла, создав для этого на узле две стахановские школы по вопросам механизации строительных работ, организации движения, реконструкции и содержания пути;
2. В целях повышения теоретических знаний командиров-практиков Томской дороги до уровня средне-технического образования, помочь создать две школы средне-технического образования;
3. Организовать в марте – апреле на крупных станциях цикл лекций для стахановцев и ударников;
4. Организовать до 1 июня пять лекций стахановцев-кривоносовцев с комментариями кафедр НИВИТа;
5. Организовать с 15 марта консультации для стахановцев-изобретателей, работающих в управлении дороги и на линиях;
6. Организовать в период летних каникул выезды слушателей на отдельные станции и околотки для разъяснения и осуществления приказов НКПС;
7. Развернуть соревнование за превращение института в передовой транспортный вуз;
8. Добиться широкого развертывания научно-исследовательской работы на всех кафедрах института и издать в текущем учебном году два сборника трудов института.

Материалы II научно-технической конференции кафедр НИВИТа решили издать отдельным сборником – IV выпуском «Трудов НИВИТа».

В январе 1940 г. был издан приказ начальника института о подготовке и проведении в феврале третьей научно-технической конференции кафедр НИВИТа. На предстоящую конференцию возлагались следующие задачи: «обсудить доклады по научной работе, проделанной кафедрами за 1939 учебный год и наметить конкретные пути дальнейшего развертывания и усиления научной работы кафедр, особенно в области ж.-д. транспорта». Всем начальникам кафедр приказывалось немедленно развернуть широкую подготовку к проведению конференции, обеспечить активное участие в ней не только членов кафедры, но и работников производства, слушателей института.

В целях организованного проведения конференции и обеспечения возможности сделать доклады по соответствующим специальностям приказ предписывал организовать четыре секции:
1) Путейско-строительная секция (предс. – проф. В.Е. Еврейсков, уч. секр. – ассист. Е.И. Мельников).
2) Эксплуатационная секция (предс. – канд. техн. наук Л.Ф. Комаров, уч. секр. – ассист. Н.И. Прокопович).
3) Общетехническая секция (предс. – проф. В.А. Важеевский, уч. секр. – ассист. С.П. Целищев).
4) Физико-математическая секция (предс. – и.о. проф. Абольник, уч. секр. – ассист. М.К. Моралев).
Начальнику НИСа поручалось провести инструктивное совещание по подготовке и проведению конференции с председателями и учеными секретарями секций. Вследствие большого количества заявок и докладов на III научно-техническую конференцию 22 февраля 1940 г. последовал приказ об увеличении количества секций. На базе ранее планировавшейся путейско-строительной секции решили создать две: секцию «Постройка и проектирование железных дорог» (предс. – проф. В.Е. Еврейсков, уч. секр. – ассист. Е.И. Мельников) и секцию «Путь и путевое хозяйство» (предс. – доц. С.Ф. Мацкевич, уч. секр. – ассист. А.И. Лебедев). Впервые организовали «Военную секцию» (предс. – полковник А.А. Тиммерман, уч. секр. – военинженер II ранга И.И. Большаков). Ученым секретарем общетехнической секции вместо ассист. С.П. Целищева назначили ассист. В.Н. Желязовского.

На пленарном заседании 22 марта 1940 г. был заслушаны доклады доцента Я.Г. Дерягина на тему «О полном соответствии производительных сил и производственных отношений в СССР» и инженера управления Томской железной дороги Флейшмана «Регулировка парка и питание «Кузбасса порожняком». На III-й научно-технической конференции кафедр НИВИТа было представлено 46 докладов по различной тематике. Впервые на ней выступили производственники по актуальным вопросам железнодорожного транспорта, что, по мнению организаторов, свидетельствует о развертывании научно-исследовательской работы в институте, а также «указывает на увеличение связи между институтом и производством».

Последним крупным научным мероприятием в предвоенный период стала IV научно-техническая конференция кафедр НИВИТа, которая прошла на базе института со 2 по 5 июня 1941 года. Накануне конференции газета «Кадры – транспорту» посвятила предстоящему событию целых две полосы, на которых начальники ряда кафедр доложили о научно-исследовательской работе своих подразделений. Развернутый отчет на тему «За неразрывную связь с производством» представил начальник кафедры «Проектирование и постройка ж.-д.» проф. В.Е. Еврейсков; с краткими отчетами выступили начальники кафедр «Теоретической механики» (канд. техн. наук, доц. Л.К. Кудряшов), «Детали зданий» (доц. И.Т. Воронов), «Физики» (ст. преп. Г.А. Коновалов), «Начертательной геометрии» (ст. преп. Л.Н. Розников), «Восстановление и разрушение ж.-д.» (генерал-майор техн. войск А.В. Котюков). В этом же номере секретарь секции «Путь и путевое хозяйство» А. Лебедев широко анонсировал тематику докладов участников секционного заседания.

На пленарном заседании IV научно-технической конференции, 2 июня 1941 г., с докладами выступили производственники: начальник Новокузнецкого отделения движения К.М. Ануфриев «О работе отделения по единому технологическому процессу с предприятиями Кузбасса», заместитель начальника службы пути Томской ж.-д. Н.Я. Литвинов «О причинах появления остродефектных рельсов и накладок в зависимости от текущего содержания пути». От НИВИТа на пленарном заседании поручили выступить проф. В.Е. Еврейскову на тему «Состояние вопроса по изучению оползней на Горношорской железной дороге». Планировавшийся доклад знатного железнодорожника Томской ж.-д., машиниста 1-го класса депо станции Новосибирск Н.А. Лунина на тему «Мой метод работы на паровозе» не состоялся из-за полученной им накануне травмы.

Во второй и третий день работы конференции прошли заседания пяти секций. На IV научно-технической конференции кафедр НИВИТа было прочитано 52 доклада, что на восемь докладов больше, чем на предыдущей конференции. С десятью докладами выступили производственники – 20% от общего количества выступивших участников. Причем, для сравнения, на III научно-технической конференции (1940 г.) производственники сделали только три доклада. Все это наглядно показывает, подчеркивалось в редакционной статье, что «фронт научно-исследовательской работы в институте за истекший учебный год значительно расширился, и что большее число научных работников, главным образом за счет молодых растущих кадров, включилось в общее дело научной разработки целого ряда актуальных вопросов, связанных с повседневной жизнью нашего железнодорожного транспорта. В принятой резолюции конференции подчеркивалось, что НИВИТ является одним из немногих вузов, в котором сочетание задач транспорта с задачами обороноспособности страны находит свое реальное воплощение в форме одновременной подготовки инженеров и командиров. И это обстоятельство налагает на весь коллектив научных работников института особую, весьма большую ответственность не только за качество работы над повышением своей собственной квалификации, но и за качество своей педагогической работы.


< Назад



Список объявлений