+8°Сегодня понедельник, 06.05.2024, 2-я учебная неделя
Фотография раздела
Меню раздела ▲
0

Объявления университета

Пятая научно-техническая конференция НИВИТа (1942 г.)

В историю Новосибирского института военных инженеров железно-дорожного транспорта (НИВИТа) нужно красной строкой вписать V научно-техническую конференцию, документы и материалы которой хранятся отдельным делом в архиве. Вопрос о ходе научно-исследовательской работы (НИР) и оказании реальной помощи желез-нодорожному транспорту впервые был поднят на заседании Учебного совета НИВИТа 4 декабря 1941 г. Заместитель начальника института по научной и учебной работе, проф. В.А. Лазарян доложил, что из 25 гос-бюджетных тем, утвержденных Центральным управлением учебных за-ведений Наркомата путей сообщения, выполнено всего 7 и самокритич-но оценил: «Нельзя сказать, чтобы результат, который получил науч-ный коллектив, двигал вперед науку».

На заседании Учебного совета института 9 января 1942 г. состоялся критический анализ итогов НИР за 1941 г. и обсуждение проекта тема-тического плана на 1942 г. Следует заметить, что участие в заседании совета представителей эвакуированных вузов МИИТа, ДИИТа, ЛИ-ИЖТа (восемь докторов наук, член-корр. Академии наук СССР), приня-тых в штат НИВИТа, придало объективность и остроту обсуждения во-проса. В протоколе сухо констатировалось, что из 51 госбюджетных и хоздоговорных тем 1941 года выполнено всего девять, из них четыре темы оборонного значения. Низкий результат побудил членов Учебно-го совета предложить руководству института принять радикальные ме-ры: кардинально изменить в институте отношение к данной сфере дея-тельности, пересмотреть и сократить тематику научных исследований, акцентировать внимание коллектива на комплексные темы, взять под жесткий контроль ход выполнения плана научно-исследовательской ра-боты института.

Тематический план научных работ НИВИТа на 1942 г., утвержден-ный Всесоюзным комитетом по высшей школе при СНК СССР от 6 мар-та 1942 г., включал 6 комплексных тем и 27 подтем. Общая сумма ас-сигнований по указанному плану определялась в объеме 180,7 тыс. руб-лей, в том числе 14,7 тыс. руб. за счет государственного бюджета и 166 тыс. руб. за счет хозяйственных договоров.

Во исполнении принятых решений начальник НИВИТа Н.И. Мона-хов 19 марта 1942 г. издал приказ об организации и проведении V научно-технической конференции с целью подведения итогов НИР за первую половину 1942 г., обсуждения приоритетных направлений ра-боты по оказанию помощи транспорту и фронту. Для подготовки про-граммы конференции, редактирования и издания тезисов докладов была образована редакционная комиссия; ученым секретарем назначили доц. С.В. Амелина. Работу научно-технической конференции запланировали провести по четырем секциям.

О предстоящем открытии первой в военное время научной конфе-ренции НИВИТа написала газета «Советская Сибирь», что подчеркива-ло ее важность и региональную значимость. V научно-техническая кон-ференция проходила на базе института в течение трех дней (29 июня, 1 – 2 июля 1942 г.). На пленарном заседании присутствовало 130 чел.; в работе 4-х секций приняли участие 297 человек. На конференции было заслушано 30 докладов, в том числе на пленарном заседании – 4, на секциях: путейско-строительной – 8, инженерных сооружений – 5, дви-жения, грузовой работы и тягового хозяйства – 5, общетехнической – 8. В прениях по докладам выступило 49 человек.

На пленарном заседании первое слово предоставили знатному стаха-новцу страны, орденоносцу С.С. Максименко – каменщику комбината № 179 Сибметаллстроя (впоследствии – завод «Сибсельмаш»). 26 ап-реля 1942 г., работая на постройке жилого дома в Восточном поселке, он уложил за смену 44 тыс. штук кирпича. Обычная норма каменщика – 1 400 штук. Таким образом, каменщик-новатор с 50 подсобными рабо-чими выполнил работу на 3 140 проц. нормы, а каждый из вспомога-тельных рабочих выполнил три с половиной нормы. В этот день С.С Максименко побил мировой рекорд американца Голливуда, уло-жившего в 1934 г. за рабочий день 31 800 штук кирпича. С большим интересом участники конференции слушали выступления производ-ственников – последователей лунинского движения: начальника Болот-нинской дистанции пути т. Синенко, путевого обходчика т. Жиркова, начальника 16-й дистанции пути т. Голубева.

На секциях особый интерес вызвал доклад член-корр. Академии наук СССР, проф. Г.П. Передерия о типах труб под железнодорожны-ми насыпями, который «продолжался более часа, а затем перешел в бе-седу представителей проектных и хозяйственных организаций (Сиб-транспроект, Сибстройпуть, управление Томской ж.-д.) и других инсти-тутов». Выступление проф. М.М. Хазена «Метод радикального повы-шения коэффициента полезного действия паровоза» стало предметом пристального внимания управленцев и производственников. Конкретные предложения по реконструкции городского транспорта высказал проф. В.Е. Еврейсков. Весьма востребованным оказался доклад к.т.н, доцента Г.С. Лейбовича «Новые методы очистки воды на водопроводе и увели-чение производительности очистных сооружений горводоканала». С со-держательными докладами выступили ведущие ученые МИИТа: д-р техн. наук, проф. Н.Т. Митюшин, докторы физико-математических наук, профессоры А.П. Норден, И.Е. Огиевецкий, С.Л. Бастамов, И.С. Куклес, В.П. Зылев. По итогам конференции единодушно приняли решение из-дать отдельным сборником рекомендованные к печати доклады, а также заслушать оставшиеся доклады и сообщения на следующей конферен-ции.

Следует отметить, что пригласительные билеты заранее были разосланы преподавателям ДИИТа, МИИТа, НИИГАиКа, строительно-го, медицинского и сельскохозяйственного институтов, управлениям и службам Томской железной дороги, представителям научно-исследовательских, проектных учреждений и организаций. Тезисы вы-ступлений основных докладчиков были отпечатаны в типографии от-дельной брошюрой (150 экз.) и разосланы по ведущим организациям и учреждениям, вузам г. Новосибирска. На кафедрах НИВИТа к V науч-но-технической конференции было подготовлено свыше 50 докладов.

По замыслу организаторов научно-техническая конференция должна была выполнить сугубо практическую роль: подвести итоги НИР кафедр института за первое полугодие 1942 г. На самом же деле V научно-техническая конференция НИВИТа значительно расширила рамки ин-ститутского мероприятия. Во-первых, обеспечила широкое присутствие и активное участие в ее работе профессорско-преподавательского соста-ва вузов г. Новосибирска, производственников, представителей проект-но-конструкторских учреждений и организаций. Во-вторых, она явилась своеобразным толчком регионального развития институтской науки в условиях военного времени: активизации научно-исследовательского потенциала вузов г. Новосибирска. В третьих, конференция выявила ре-альную потребность в развитии связей «наука – производство», прио-ритетном выполнении работ оборонного характера, оказании практи-ческой помощи профильным предприятиям, городу Новосибирску.


< Назад



Список объявлений