+5°Сегодня понедельник, 06.05.2024, 2-я учебная неделя
Фотография раздела
Меню раздела ▲
0

Объявления университета

Военные кафедры НИВИТа в годы ВОВ

На начало 1942/43 учеб. года в НИВИТе было пять военных кафедр. В январе 1943 г., согласно нового штатного расписания, в институте была пересмотрена структура и штаты военных кафедр. В результате реорганизации из «пяти военных кафедр осталось четыре: 1. «Военные сообщения и устройство тыла». 2. «Восстановление ж-д. и устройство на них заграждений». 3. «Тактика и общевойсковая подготовка». 4. «Физподготовка». Противовоздушная оборона на железнодорожном транспорте была выведена в качестве самостоятельной дисциплины.

Согласно нового штатного расписания на военных кафедрах вуза полагалось иметь 21 преподавателя, а фактически работали 17 чел., включая вольнонаемных. Из наличного состава – 1 генерал, 10 кадровых офицеров, 6 вольнонаемных. По военным званиям генерал и офицеры распределялись следующим образом: 1 – генерал-майор технических войск, 2 – полковники, 2 – подполковники, 1 – военинженер 1 ранга, 1 – военинженер 2 ранга, 3 – майоры, 1 – капитан. Из штатных преподавателей только три офицера имели реальный боевой опыт на фронтах Великой Отечественной войны.

Во втором военном учебном году значительно увеличилось количество практических занятий на местности. По кафедре «Военные сообщения и устройство тыла» на них было отведено 140 часов. В военно-тактической игре «Организация и обеспечение воинских перевозок на ж.-д. участке армии при наступательной операции» приняли участие более 100 слушателей и 13 преподавателей, в том числе с гражданских кафедр. По кафедре «Восстановление ж.-д. и устройство на них заграждений» в учебном плане на практические занятия и военные игры выделялось 480 часов. «Две военных игры, – писалось в отчете, – были посвящены организации работы головного участка в условиях наступательной операции и в условиях отхода армии. Еще на двух военных играх отрабатывались встречный бой головного отряда и оборона стрелкового батальона (методом группового упражнения). По линии кафедры «Тактика и общевойсковая подготовка» на организацию и проведение военно-полевой игры отводилось 65 часов».

На следующий 1943/44 учеб. год вышестоящие руководящие органы попытались поправить положение с контингентом обучающихся. Приказом НКПС № 496/ц от 11 июня 1943 г. на 1943/44 учеб. г. для НИВИТа утвердили контингент в количестве 1 300 чел., а это означало, что на 1 курс необходимо было принять не менее 800 слушателей. По состоянию на 1 августа 1943 г. слушателями НИВИТа являлись 563 мужчин и 232 женщины. Институту пришлось продлить сроки приема, компенсировать дефицит мужчин за счет увеличения приема женщин. Задание выполнили. На первые курсы «было принято 911 человек и контингент слушателей к началу учебного года составил 1 413 чел.». Как вспоминал выпускник НИВИТа Г. М. Власов: «Это был самый большой прием за все предыдущие годы».

В третьем военном учебном году пополнился численный состав военных кафедр, особенно «Тактики и общевойсковой подготовки». Подполковник С. И. Баканов был назначен и.о. начальника кафедры, на должность преподавателей военных дисциплин приняты майоры Н. А. Ляликов, В. Г. Башкиров, Д. М. Иванов, В. И. Янчук, Т. И. Шмыглев. В составе кафедры «Тактика» стало насчитываться 12 преподавателей.

В январе 1944 г. в институте было проведено соревнование по лыжам между ротами. Это мероприятие должно было «проверить лыжную подготовку слушателей, выявить лучшую роту и лучших лыжников, популяризировать в институте лыжный спорт, имеющий военно-прикладное значение». А 19 марта 1944 г. в институте возобновилась военно-спортивная эстафета.

В 1943 г. НИВИТ стал инициатором проведения конференции военных кафедр института, на которую пригласили представителей других вузов г. Новосибирска. На конференции были заслушаны «семь докладов, подготовленных преподавателями НИВИТа: «Превосходство Сталинской стратегии над немецкой дефектной стратегией» (доц. Я. Г. Дерягин – заведующий кафедрой «Основы марксизма-ленинизма»), «Кировоградская операция 1944 года» (подполковник С. И. Баканов – начальник кафедры «Тактика»), «Техника в Отечественной войне» (майор М. С. Виршич – ст. преподаватель кафедры «Тактика»), «Особенности работы фронтовых железнодорожных участков по опыту Отечественной войны (подполковник И. И. Большаков – ст. преподаватель кафедры «ВОСО»), «Железнодорожники в Отечественной войне» (доцент А. Д. Кузин – кафедра «Организация движения и грузовая работа»), «Особенности работы технической разведки в условиях Отечественной войны» (генерал-майор технических войск А. В. Котюков – заместитель начальника института по военной работе), «Рельсовый стык при восстановлении железных дорог в условиях Отечественной войны» (подполковник В. Е. Ермилин – ст. преподаватель кафедры «Восстановление ж.-д. и устройство на них заграждений»)».

На следующий год, 19–20 июня 1944 г., на базе института состоялась III методическая конференция кафедр НИВИТа, посвященная вопросам организации и проведения воспитательной работы среди слушателей. Два докладчика (из восьми) были подготовлены по линии военных кафедр. Особый интерес вызвало выступление фронтовика, бывшего преподавателя НИВИТа, инженер-капитана М. И. Мельникова «Работа военных инженеров – воспитанников НИВИТа на фронте», а также доклад генерал-майора технических войск А. В. Котюкова «Правила внутреннего распорядка и их воспитательное значение». В конце учебного года старший преподаватель кафедры «ВОСО», военный инженер 1 ранга, полковник И. И. Большаков по распоряжению ЦУУЗа НКПС был откомандирован на работу в Днепропетровский институт инженеров транспорта на должность военного заместителя.

Следует особо отметить, что в годы войны продолжилась практика проведения летних военно-полевых сборов слушателей НИВИТа. В довоенные годы в вузе сложилась четкая система организации и проведения военно-полевых сборов слушателей на базе Юргинского полигона Сибирского военного округа. Первый военизированный лагерный сбор слушателей НИВИТа был проведен летом 1935 г. Сложившаяся в 1939 – 1941 гг. модель проведения военно-полевых сборов была взята за основу и применялась в учебном процессе почти двадцать лет. В 1942 г. сборы не состоялись, а начиная с лета 1943 г. военно-полевые сборы слушателей НИВИТа стали проводиться недалеко от института – в Заельцовском бору. Роль летних лагерных сборов в системе подготовки военных инженеров транспорта довольно подробно раскрыта нами в отдельной статье. Но мы считаем целесообразным акцентировать внимание на следующих моментах:
1. Во время первого летнего лагерного сбора (I курс) слушатели осваивали программу курса молодого бойца: строевая подготовка, изучение уставов, рытье окопов, овладение приемами обращения с различными видами стрелкового оружия и боевые стрельбы: из пистолета, винтовки, автомата. Многие выпускники военных лет писали в своих воспоминаниях: «Были учебные ночные тревоги и марш-броски на 5 или 10 км при полной амуниции (в 30 кг), марши строем и с песнями». Будущие офицеры железнодорожных войск получали представление и первый практический опыт по своей будущей специальности (организация службы суточного наряда, организация питания и бытового обеспечения, организация снабжения военных подразделений материально-техническими ресурсами).
2. Во время второго военно-полевого сбора слушателей 2-х курсов учили командовать взводом, они отрабатывали тактические задачи, анализировали военные операции, проходили огневую подготовку (стрельба из пистолета, автомата, станкового пулемета), строили железнодорожные сооружения и искусственные сооружения с последующими расчетами на их подрыв взрывными пакетами и настоящими минами, на практике закрепляли минно-подрывное дело. В период летних лагерных сборов много занимались спортом, регулярно проводили соревнования по легкой атлетике, стрельбе, плаванию. Серьезное внимание уделялось и идейно-политической работе.

Все выпускники военных лет вспоминают «боевую» летнюю производственную практику (июль – октябрь 1944 г.). Слушатели пятого курса «Строительного факультета» во главе с генерал-майором технических войск А. В. Котюковым, подполковником В. Е. Ермилиным, военным инженером 2-го ранга Л. М. Ковальским, под техническим руководством доцентов Г. Ф. Голицина, Н. Ф. Никонова, ассистентов И. А. Котюкова, В. А. Подоплелова, А. А. Ушакова проходили производственную практику на железных дорогах, соприкасающихся непосредственно с зоной боевых действий 1, 2 и 3 Украинских и 1, 2 Белорусских фронтов. «Это была богатая практика по восстановлению пути и мостов в боевых условиях. Многие слушатели-дипломники показали себя способными, энергичными, зрелыми военными инженерами». Ряд слушателей НИВИТа стали свидетелями и даже участниками знаменитой военной операции «Багратион». А слушатель В. Сорокин в числе первых был удостоен наркомовского нагрудного знака «Отличный восстановитель» за то, что под огнем противника восстановил поврежденный путь. Позднее выпускник НИВИТа Д. Ф. Колгатин написал: «Самую большую роль в наших воинских познаниях сыграл генерал-майор А. В. Котюков, заведующий кафедрой восстановления и разрушения железных дорог. Он обладал большими знаниями. Требовал от нас твердого усвоения «Наставления по разрушению и восстановлению железных дорог». Побаивались мы колючего взгляда его серых глаз. Забегая вперед скажу, что в 1944 г., когда мы оказались на прифронтовых дорогах, и многим пришлось заниматься восстановлением путей и мостов, «школа Котюкова» помогла быстро сориентироваться, не растеряться в сложной обстановке. Спасибо нашему генералу!».

В 1944/45 учеб. году военное обучение в НИВИТе проводилось на 4-х военных кафедрах: 1. Тактика; 2. ВОСО; 3. Восстановление и разрушение ж.-д. 4. Физподготовка. В годовом отчете института отмечено, что «на кафедре «ПВО ж.-д. транспорта» занятий по учебным планам не было». В первом семестре 1944/45 учеб. года ст. преподаватели кафедры тактики майоры В. Г. Башкиров и Т. И. Шмыглев были отозваны в распоряжение Наркомата Обороны СССР, ассистент кафедры «Восстановление ж.-д. и устройство на них заграждений» И. А. Котюков поступил в очную аспирантуру, открывшуюся на базе НИВИТа.

В ноябре 1944 г. в институт пришло известие, что 15 преподавателей военных кафедр НИВИТа награждены высокими правительственными наградами. Орденом «Красного Знамени» наградили девять чел., орденом «Красной Звезды» – два чел., медаль «За боевые заслуги» получили четыре офицера. А через полгода новые награды – «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1945 г. орденом «Ленина» были награждены заместитель начальника института по военной работе, генерал-майор технических войск А. В. Котюков, начальник кафедры «ВОСО» полковник Н. А. Блистинов, начальник кафедры «ПВО» полковник Д. И. Заречанский, ст. преподаватель кафедры «Тактика» майор В. П. Розов, военные преподаватели – подполковник Н. П. Гвоздиковский, майор К. А. Ляликов». Высочайшие награды Родины наглядно свидетельствовали о важном вкладе преподавателей и коллектива НИВИТа в укрепление обороноспособности страны, квалифицированной подготовке молодых специалистов – военных инженеров железнодорожного транспорта.

На завершающем этапе войны руководство вуза стало больше внимания уделять пропаганде успехов и достижений выпускников НИВИТа, организации военно-патриотической работы среди слушателей. В институте была образована комиссия по сбору и обобщению материалов, освещающих участие студентов и преподавателей института в Великой Отечественной войне.

Военная подготовка инженерно-командных кадров в НИВИТе определялись условиями военного времени, и в первую очередь, необходимостью подготовки квалифицированных специалистов для воюющей Красной Армии и планового пополнения служб организации военных сообщений и тыла. За годы войны НИВИТ проводил на фронт 1079 своих слушателей, подготовил и выпустил 1048 дипломированных инженеров транспорта, аттестованных на воинское звание «лейтенант». Воспитанники вуза достойно проявили себя в условиях военного времени. Более 600 выпускников, проходящих военную службу в органах ВОСО, в железнодорожных войсках, в частях ГУВВРа, а также работавших в прифронтовой полосе, были награждены правительственными орденами и медалями. Все нивитовцы оказались нужными и востребованными в суровое военное время, так и в последующий период восстановления народного хозяйства страны.

< Назад


Список объявлений