+11°Сегодня понедельник, 06.05.2024, 2-я учебная неделя
Фотография раздела
Меню раздела ▲
0

Объявления университета

Работа военных кафедр НИВИТа в предвоенное время

Основные направления работы военных кафедр в Новосибирском институте военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ) были определены в 1933/34 гг. при переводе вуза в статус военизированного высшего учебного заведения. Под единым руководством в НИВИТе стали существовать параллельно две структуры: с одной стороны – гражданский институт, готовящий инженеров железнодорожного транспорта, с другой стороны – военное учебное заведение, готовящее командиров взводов службы военных сообщений и устройства тыла (ВОСО) для Красной Армии.

Военная структура вуза полностью соответствовала армейской структуре: учебная группа – это взвод, состоящий из нескольких отделений. По приказу начальника института командирами взводов и отделений назначались слушатели. «Курс именовался ротой, которой командовали кадровые офицеры – лейтенанты, капитаны. Командирами батальонов (факультетов) назначались, как правило, лица высшего офицерского состава (майоры, подполковники). Весь институт именовался полком, им командовал начальник института». Вся институтская жизнь, кроме учебного процесса и научно-исследовательской деятельности, определялась и регламентировалась соответствующими уставами Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

Начиная с 1935 г. в штатном расписании НИВИТа вначале появились три, а потом были утверждены пять военных кафедр: «Военные сообщения (ВОСО)», «Тактика и войсковой тыл», «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений», «Общевойсковая и физическая подготовка», «Политработа в РККА и железнодорожном транспорте». Впоследствии дисциплина «войсковой тыл» была передана с кафедры «Тактика» на кафедру «ВОСО».

Перечень военных дисциплин в учебных планах НИВИТа позволяет нам получить представление о характере и масштабах военной подготовки будущих командиров транспорта – офицеров ВОСО: 1) Противовоздушная и химическая оборона (ПВХО); 2) Войсковой тыл; 3) Ведение военных операций; 4) Методика проведения командирских занятий; 5) Театр военных действий; 6) Стрелковое дело; 7) Подрывное дело; 8) Разрушение и восстановление ж.-д.; 9) Служба военных сообщений и тыла (ВОСО); 10) Воинские перевозки; 11) Тактика; 12) Военная топография; 13) Уставы; 14) Строевая подготовка; 15) Вооруженные силы. За кратчайшие сроки в институте были оборудованы четыре военных кабинета: тактики, противовоздушной обороны, разрушений и восстановления ж.-д., стрелковый.

В предвоенные годы на военных кафедрах НИВИТа сложилась следующая система обучения: теоретические знания по дисциплинам военного профиля преподавались слушателям в течение всего учебного года, со сдачей соответствующих экзаменов, зачетов, нормативов. Учеба по военной линии велась по компенсированным учебным планам – это нечто среднее между военной академией, военным училищем и курсом подготовкой молодого бойца. В своих воспоминаниях ректор НИИЖТа, нивитовец 1943–1949 гг., П. И. Москалев писал: «Обучали нас по такой схеме: лекции по истории военного искусства – для всех батальонов, лекции по специальности (по восстановлению железных дорог) проводились отдельно для строительного и мостового факультетов, по организации военных сообщений – для движенцев, по тактике – для всех». Практические умения и навыки отрабатывались в ходе летних лагерных сборов, а также в период прохождения военно-производственной практики в частях ВОСО, железнодорожных войсках.

В 1938/39 учеб. году в НИВИТе впервые провели военную игру по теме «Организация и работа армейского тыла (органов и войск ВОСО) в наступательной операции армии», в которой приняли участие слушатели шестых курсов обеих факультетов. В разработке и подготовке к игре принимали участие кафедр «ВОСО», «Восстановление и устройство заграждений на железных дорогах», руководство института. «Начальник кафедры «ВОСО» майор С. С. Лебедев являлся начальником штаба игры. Все играющие были обеспечены всем необходимым к игре: картами, полевыми книжками, командирскими принадлежностями». В аналитической записке по итогам игры доводилось, что «некоторые слушатели, поставленные во главе учреждений, частей, отделов в первые дни совершенно растерялись, не зная, что делать, и только к концу игры, спустя 2-3 дня, положение выправилось». По результатам первой военной игры организаторы сделали вывод, что в следующий раз руководителями подразделений надо назначать лиц из преподавательского или командного состава.

На следующий учебный год военные кафедры НИВИТа организовали и провели военную игру со слушателями шестых курсов по теме «Организация и работа армейского тыла военной дороги и восстановительного участка в условиях наступательных операций» (с 17 по 23 января 1940 г.). В отличие от первой военной игры, в этот раз были поставлены задачи по отработке и приобретению навыков военного управления слушателями-выпускниками по их будущим профилям работы, а также по должностям, привязанным к их дипломным проектам. В основу планирования, организации и проведения игры по каждой кафедре были определены конкретные цели.

По кафедре «ВОСО»: 1. Планирование на сосредоточение трех стрелковых корпусов с частями усиления (до 3000 эшелонов). Суточная погрузка – 100 эшелонов. Глубина от фронта – 1500 км. 2. Маневр потоками в условиях воздействия авиации на узлы и перегоны. 3. Применение особых условий эксплуатации участков дороги (применение на двухпутных участках 2-х сторонней автоблокировки одностороннего движения – пропуск по участку длиною 120 км по 20 поездов в час, т.е. за сутки до 480 поездов). 4. Работа ж.-д. участка военной дороги (станция пассажиро-распределительная, станция снабжения и ВЗО). По кафедре «Восстановление ж.-д. и устройство заграждений»: 1. Работа Наркомата Обороны и Наркомата путей сообщений по восстановлению железнодорожных участков и их взаимодействие. 2. Место головного участка в армейском тылу и влияние по обеспечению войск. 3. Дать навыки управления войсками в организации работ (технологический процесс) по восстановлению ж.-д с применением новейших агрегатов. По кафедре «Тактика и технические средства борьбы»: 1. Управление войсками по организации защиты и обороны объектов. Все поставленные цели были выполнены полностью. В течение пяти суток в военной игре приняли участие более 200 чел., из них 162 слушателя, 28 чел. – руководство и посреднический аппарат и 10 чел. обслуживающего персонала.

Так в НИВИТе работала военная кафедра до начала Великой Отечественной войны.

< Назад


Список объявлений