+5°Сегодня понедельник, 06.05.2024, 2-я учебная неделя
Фотография раздела
Меню раздела ▲
0

Объявления университета

Эвакуация МИИТа в НИВИТ

В декабре 1941 г. в Новосибирск прибыл еще один эвакуированный вуз – Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). «Пришлось снова основательно потесниться, – вспоминал позднее доцент НИВИТа Константин Николаевич Коржавин, – по-товарищески, по-дружески принять прибывших, обеспечить их жильем, учебными и рабочими помещениями». Но разместить прибывший контингент на тесных нивитовских площадях даже физически было невозможно. К тому же несколько аудиторий пришлось отдать филиалу ЦУУЗа НКПС, эвакуированному из Москвы в ноябре 1941 г.4. Вопрос о размещении МИИТа в декабре 1941 г. дважды рассматривался на заседаниях бюро Новосибирского обкома ВКП(б). В итоге МИИТ получил в свое распоряжение три здания и весь эвакуационный период работал самостоятельным вузом. Часть общежития по адресу ул. Дуси Ковальчук, 183 пришлось отдать приезжим: оно было рассчитано на 600 чел., по факту в нем проживало около 1 200 чел., большинство их, которых были иногородние.

В штат НИВИТа было принято несколько ведущих преподавателей московского вуза: на кафедру «Путь и путевое хозяйство» – д-р техн. наук, проф. Николай Трофимович Митюшин; начальником кафедры «Энергетика» – д-р техн. наук, проф. Моисей Михайлович Хазен (см. прил. 3). Заместитель начальника института проф. В. А. Лазарян в декабре 1941 г. был назначен еще и на должность начальника кафедры «Путь и путевое хозяйство». В целях оказания практической помощи в организации учебных занятий 1 января 1942 г. НИВИТ перевел в штат МИИТа 10 сотрудников учебно-вспомогательного персонала (шесть лаборантов, четыре препаратора)8.

В декабре 1941 г. состоялась досрочная защита дипломных проектов слушателей VI курсов. В соответствии с профилем вуза, каждый дипломник, помимо основных тем, представлял на защиту инженерно-техническую деталь и военную деталь. Объем дипломного проекта на факультете «Постройка железных дорог» составлял 6–7 листов чертежей и 50–70 страниц пояснительной записки, на факультете «Движение и грузовая работа» – 6–9 листов чертежей и пояснительная записка1. Как отмечалось на заседании Учебного совета института 9 января 1942 г., при распределении дипломных проектов особое внимание было «обращено на военную тематику, на восстановительные работы, на вопросы организации движения поездов в условиях военного времени». Согласно приказу ЦУУЗа НКПС № 313 от 27 ноября 1941 г. на 1941/42 учеб. г. для НИВИТа утвердили государственные экзаменационные комиссии (ГЭК). Состав комиссии: по факультету «Постройка железных дорог и путевое хозяйство»: Г. М. Шахунянц – председатель комиссии, проф. МИИТа, члены комиссии: проф. В. А. Лазарян (ДИИТ), генерал-майор А. В. Котюков, доц. С. Ф. Мацкевич, проф. В. Е. Еврейсков, проф. Г. П. Передерий (ЛИИЖТ), проф. Н. Т. Митюшин (МИИТ), канд. наук А. В. Мануйлов. По факультету «Движение и грузовая работа» в состав ГЭК вошли: проф. Е. В. Михальцев – председатель комиссии (МИИТ), члены комиссии: доц. Н. И. Монахов (начальник НИВИТа), доц. Г. М. Ежков (начальник факультета), проф. А. М. Бабичков (МИИТ), проф. В. В. Померанцев (МИИТ), начальник кафедры А. Д. Кузин (канд. техн. наук), начальник кафедры, полковник Н. А. Блистинов, доц. А. М. Горчаков3.

Выпускник 1941 г. А. И. Суровцев записал в своем дневнике: «Сегодня (18 декабря) произошло громадное событие в моей жизни: я защищал свой дипломный проект перед Государственной экзаменационной комиссией, в которой участвовали такие светила, эвакуировавшиеся из Москвы и Ленинграда, как Передерий, Митюшин, Шахунянц и другие, не говоря уже о наших «светилах», как Мацкевич, Еврейсков и другие»4. Защитили дипломные проекты на «отлично» 55 слушателей (29,5 %), «хорошо» – 71 (38 %)5. В результате институт досрочно выпустил 185 военных инженеров, в том числе 19 чел. получили дипломы с отличием. Угощение на выпускном вечере состояло из стакана компота и одной булочки (не в счет карточек).

< Назад


Список объявлений