+11°Сегодня понедельник, 06.05.2024, 2-я учебная неделя
Фотография раздела
Меню раздела ▲
0

Объявления университета

Научно-исследовательская работа в НИВИТе в годы Великой Отечественной войны

Все для фронта, для страны

На 1943/44 учебный год коллективу института ставилась задача «развивать малые и большие формы научно-исследовательской работы, организация выступлений отдельных сотрудников в периодических технических журналах, предметное участие в работе Томской железной дороги по рационализации и изобретательству, дальнейшая разработка комплексных тем». В октябре 1943 года на заседании учебного совета института горячо чествовали д.т.н., профессора Григория Петровича Передерия по поводу избрания его в действительные члены Академии наук СССР. Так в НИВИТе появился первый академик. В 1943 году научный вклад Г.П. Передерия был отмечен правительственной наградой – орденом Красной Звезды, он стал лауреатом Сталинской премии.

Среди хозрасчетной тематики 1943 года наибольшую прибыль институту принесли исследования профессора С.Л. Бастамова «Составление физико-географических характеристик дистанции пути Томской железной дороги»; доцента В.Н. Тверитина «Испытания топливных отходов на паровозах»; профессора М.Н. Кошурникова «Изучение сырьевых ресурсов и испытание местных строительных материалов»; доцента М.А. Фришмана «Реновация элементов верхнего строения пути». По линии военной кафедры в мае 1943 года слушатели НИВИТа выполнили 23 дипломных проекта, вплотную привязанных к актуальной тематике: «Перешивка пути», «Восстановление пути на участке в предвидении наступательной операции», «Восстановление пути на железнодорожном участке в условиях наступательной операции», «Восстановление искусственных сооружений на железнодорожном участке», «Эвакуация и разрушение железнодорожного участка в условиях отхода». За 1943/44 учебный год в институте были организованы и проведены 3 научные конференции. На конференции военных кафедр были заслушаны 7 докладов по стратегии и тактике Красной армии, в том числе «Особенности технической разведки в условиях Отечественной войны» (генерал-майор технических войск А.В. Котюков), «Железнодорожники в Отечественной войне» (доцент С.Е. Кузин), «Особенности работы фронтовых железнодорожных участков по опыту Отечественной войны» (подполковник И.И. Большаков). 19 и 20 июня 1944 года проходила III Методическая конференция кафедр НИВИТа, посвященная вопросам воспитательной работы среди слушателей. В работе конференции приняли участие 135 человек, в том числе представители НИИГАиКа, а также сельскохозяйственного института. С особым интересом был заслушан доклад фронтовика, инженер-капитана Е.И. Меньшикова «Работа военных инженеров – воспитанников НИВИТа на фронте»; профессора В.Е. Еврейскова «Самостоятельная работа в системе воспитания советского инженера»; доцента В.О. Курындина «Учебный процесс как основная форма воздействия на студента в воспитательных целях». Резолюция конференции была направлена по вузам Новосибирска и в вышестоящие органы.

Процент охвата кафедр научно-исследовательской работой в 1943/44 учебном году составил 88%. В соответствии с тематическим планом НИР, утвержденным Центральным управлением учебных заведений НКПС, на 100% были выполнены следующие госбюджетные темы: «Пересмотр вопроса о выходах из Кузбасса на Восток», «Транспорт Новосибирска», «Реконструкция транспорта Новосибирской области» (профессор В.Е. Еврейсков); «Курс мостов. Т. 1» (академик Г.П. Передерий); «Организация выставок в лаборатории «Электротехника» по вопросам экономии электроэнергии» (доцент А.П. Афанасьев); «Применение кирпича в мостостроении» (доцент Ф.Г. Голицын). За этот год были выполнены 5 хозрасчетных работ для Томской железной дороги, а также лабораторией «Стройматериалов НИВИТа», по заказу комбината «Кузбассуголь», выполнена работа «Исследование золы углей Осиновского месторождения на предмет использования как вяжущего вещества».

По предложению Томской железной дороги профессор В.Е. Еврейсков сделал обстоятельный доклад на дорожной научно-технической конференции по земляному полотну на тему «Опыт строительства Горно-Шорской железной дороги». Преподавателями (доцент С.С. Ульрих, старший преподаватель Г.И. Клейменов) были сделаны 7 докладов во ВНИТО строителей; профессор М.М. Хазен прочитал 3 научных доклада в МЭМИИТе (г. Томск); доцент А.П. Афанасьев регулярно выступал по вопросам экономии электроэнергии в Доме науки и техники, в Доме Красной армии, организовывал ежемесячные выставки в электротехнической лаборатории института для заводских работников.

Профессорско-преподавательский состав НИВИТа оказал практическую помощь Новосибирску в составлении проектного задания и организации проектных работ по строительству городских трамвайных путей; Томской железной дороге – по вопросу выполнения и оптимизации графика движения на Томской железной дороге. Для выполнения этой задачи на базе института была сформирована отдельная бригада из научных сотрудников (профессор П.Я. Гордиенко, доценты Г.М. Ежков, А.М. Горчаков, ассистенты И.П. Семин, В.И. Быков, В.В. Гадевальд) и 30 слушателей 5-го курса, которая проводила замеры по линии – станции Чулым, Инская, Новосибирск, Тайга, Топки, Кольчугино, Судженка, Анжерка, Новосибирск. Бригада проанализировала причины неравномерности работы транспорта и разработала грузовые потоки, рассчитала унифицированные нормы весовых угольных маршрутов, что способствовало усилению проводоспособности уральских и сибирских железных дорог.

В 1943 году из печати вышла книга к.т.н., доцента С.В. Амелина «Расчет и проектирование одиночных обыкновенных стрелочных переводов широкой колеи». В следующем, 1944 году вышли из печати «Труды НИВИТа» (выпуск V), а также монография доцента А.М. Фришмана «Поверхностные водоотводы, проектирование и расчет». Руководство института информировало руководящие органы, что практически готов к печати очередной сборник научных трудов (выпуск VI).

В следующем, 1944/45 учебном году особый акцент был сделан на расширении технической помощи транспорту и хозяйственным организациям Новосибирска. При строительстве трамвайной линии маршрута No 6 институту поручили осуществлять технический надзор, а также обеспечить набор рабочей силы – слушателей НИВИТа. В работе по проектированию и укладке трамвайной линии принимали участие профессор В.Е. Еврейсков, доценты А.М. Горчаков, Г.Д. Вознесенский, старший преподаватель Г.И. Клейменов.

В I семестре 1944/45 учебного года институт принял участие в проведении научно-технической конференции молодых ученых, организованной Западно-Сибирским филиалом Академии наук СССР. От НИВИТа с докладами выступили 14 человек. По итогам конференции грамотами были отмечены выступления доцента С.В. Амелина «Приспособление трамвайных путей для совмещенного движения»; и.о. доцента Ф.Г. Голицына «К вопросу о применении кирпича в мостостроении»; доцента С.С. Ульриха «Мобильные установки для производства строительно-восстановительных работ»; доцента Ф.И. Слесарчука «Некоторые результаты, относящиеся к теории статистически неопределимых ферм». По итогам 1944/45 учебного года 22 темы основного тематического плана научно-исследовательских работ, утвержденного ЦУУЗом НКПС, были выполнены на 100%. По договорам с Томской, Омской и Красноярской железными дорогами проводилось обследование больших и малых мостов, испытание материалов по заказам номерных заводов Новосибирска, мероприятия «по лечению тоннеля Новосибирского вокзала».

Таким образом, военное время изменило характер и направления научно-исследовательской работы в НИВИТе. Профилирующие кафедры стали инициаторами проведения производственных и научно-технических конференций, совещаний и учебных мероприятий для работников Томской железной дороги, представителей промышленных предприятий Новосибирска. Тематика научно-исследовательских работ всецело отражала запросы военного времени: изыскание местных ресурсов для замены дефицитных материалов, оказание практической помощи эвакуированным предприятиям, в первую очередь по постройке и эксплуатации подъездных путей, работа по организации промышленного транспорта, оптимизации железнодорожного хозяйства. Связь с производством, конкретная помощь железным дорогам повышала уровень педагогической и научной работы института, взаимообогащала студентов и преподавателей, способствовала успешному решению основной задачи института – подготовке квалифицированных специалистов, готовых работать и защищать свою Родину.


Назад


Список объявлений