+5°Сегодня понедельник, 06.05.2024, 2-я учебная неделя
Фотография раздела
Меню раздела ▲
0

Объявления университета

Военная практика

Военная практика

В боях не участвовали, но...

Производственная практика слушателей НИВИТа летом 1944 года существенно отличалась от практики предыдущих лет. Ребят факультета «Движение и грузовая работа» традиционно распределили по объектам Томской, Омской, Красноярской железных дорог, а вот пятикурсники строительного факультета впервые в истории вуза провели свою производственную практику на железных дорогах европейской части страны, на только что освобожденных от врага территориях. И впоследствии нивитовцы военных лет с гордостью вспоминали «боевую» производственную практику с 6 июля по 1 октября 1944 года.

В мае 1944 года руководство НИВИТа командировало на Юго-Западную железную дорогу заместителя начальника института генерал-майора технических войск А.В. Котюкова, на Сталинскую – доцента кафедры «Строительное производство» К.Н. Коржавина, на Калининскую – и.о. начальника кафедры «Экономика транспорта» ассистента В.А.

Штырляева. Им предписывалось оценить обстановку, наладить связи, подобрать соответствующие строительные объекты для будущей практики слушателей. По результатам их отчетов-докладов начальник вуза Н.И. Монахов возложил на А.В. Котюкова общее руководство подготовкой и проведением будущей производственной практики в западных регионах страны и поручил ему решение всех специальных вопросов.

На все объекты (железные дороги), соприкасающиеся с зоной боевых действий, назначались главные руководители практики и технические руководители (по специальностям), подобранные из числа ведущих преподавателей профильных кафедр. Так, на Калининскую железную дорогу главным руководителем практики был назначен военный инженер 2-го ранга Л.М. Ковальский, техническим руководителем по мостам – доцент М.М. Архангельский, по пути – доцент И.И. Шаталин, ассистенты И.Н. Хохлов и В.А. Огарков, по зданиям – доцент И.Т. Воронов, ассистент Д.С. Сухоруков. На Сталинскую железную дорогу главным руководителем утвердили доцента Н.Ф. Никонова, ему же вменили консультирование по мостам, а доцента Г.Д. Вознесенского назначили техническим руководителем-консультантом по постройке и восстановлению железных дорог. Аналогичная структура управления практикой применялась и для Юго-Западной железной дороги: главный руководитель практики – доцент Ф.Г. Голицын, он же руководитель по мостам. Ассистент А.А. Ушаков – технический руководитель по постройке и восстановлению железнодорожных объектов. Небольшие группы практикантов – по пять-шесть человек – были направлены на железные дороги – Одесскую (руководитель – начальник военной учебной части института подполковник В.Е. Ермилин), Львовскую (руководитель – преподаватель кафедры «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений» В.А. Подоплелов) и Винницкую (руководитель – ассистент кафедры «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений»).

После сдачи летней экзаменационной сессии бывшие пятикурсники строительного факультета отбыли из Новосибирска к месту прохождения производственной практики. Но жизнь несла в их планы серьезные коррективы. В это время на территории Белоруссии развернулась крупнейшая стратегическая наступательная операция Красной армии – «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 года). И все 117 слушателей НИВИТа (среди них 11 девушек) вместе с преподавателями-консультантами оказались на железных дорогах, соприкасающихся с зонами боевых действий.

По кратким отчетам (под грифом «секретно») можно сделать вывод, что подавляющее большинство нивитовцев работали в прифронтовой полосе. Они восстанавливали железнодорожные пути вслед за наступающими войсками 1–3-го Украинских и 1-го, 2-го Белорусских фронтов. А некоторым пришлось заниматься ремонтно-восстановительными работами во фронтовых условиях и даже на передовой. Б. Злоказов вспоминал: «Я работал там своего рода разведчиком: ходил по разрушенным мостам, делал замеры, составлял план восстановления». Он говорил, что повидал много разрушенных сел и деревень, участвовал в боях с «шатающимися» в белорусских лесах немцами и бандеровцами. Слушатель Е. Поваляев писал, что им приходилось «иногда даже под обстрелом наводить переправы, строить и восстанавливать мосты, укладывать гати». В анкете выпускника НИВИТа 1945 года, будущего преподавателя нашего вуза Е.В. Поваляева, записано: «Не служил». Но в его личном деле есть довольно интересная запись: «Принял участие в Отечественной войне, 1-й Украинский фронт. УВВР-3, инженер мостового отдела». И за это «участие» он был награжден медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Следует особо отметить, что несколько нивитовцев стали даже непосредственными участниками знаменитой военной операции «Багратион». Слушатель В. Сорокин в числе первых был удостоен наркомовского нагрудного знака «Отличный восстановитель» за «умелое руководство работой и мужественное поведение при восстановлении железнодорожного пути под огнем противника». Спустя годы выпускник НИВИТа военных лет Д.Ф. Колгатин написал: «Самую большую роль в наших воинских познаниях сыграл генерал-майор технических войск А.В. Котюков, заведующий кафедрой восстановления и разрушения железных дорог. Он обладал большими знаниями. Требовал от нас твердого усвоения наставления по разрушению и восстановлению железных дорог. Побаивались мы колючего взгляда его серых глаз. Забегая вперед, скажу, что в 1944 году, когда мы оказались на прифронтовых дорогах и многим пришлось заниматься восстановлением путей и мостов, «школа Котюкова» помогла быстро сориентироваться, не растеряться в сложной обстановке. Спасибо нашему генералу!»

Первая группа слушателей (48 человек) вернулась с фронтовой практики 10 октября 1944 года. Последняя, девятая группа из шести человек приехала 24 октября. Стоит обязательно подчеркнуть: весь командированный контингент слушателей и преподавателей НИВИТа вернулся в родной вуз без потерь! Среди практикантов 1944 года были будущие доктора (М.С. Боченков, Н.А. Клушин) и кандидаты технических наук (Б.Ф. Буданов, Г.П. Бредюк, В.Г. Геронимус, Л.К. Громов, Е.В. Поваляев, М.П. Черменский). А слушатель А.П.

Филатов пошел по партийной линии и стал первым секретарем Новосибирского областного комитета КПСС (1978–1988). Всем практикантам предоставили кратковременный отпуск до 29 октября и приказали выйти на учебу с 1 ноября 1944 года. 4 и 5 декабря 1944 года в НИВИТе проходила научно-техническая конференция студентов строительного факультета с целью «подведения итогов и обмена опытом студентов старших курсов, прибывших с фронтовой производственной практики». Начальникам кафедр и учебной части предписывалось «всемерно содействовать членам оргбюро в подготовке и проведении конференции», кафедре «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений» поручили оформить выставку по вопросам восстановления железных дорог. На конференцию приглашались слушатели старших курсов строительного факультета, а также вновь созданного факультета «Мосты и тоннели».

Протокол научно-практической конференции строительного факультета по итогам военно-производственной практики 1944 года не сохранился. Доклады участников конференции не печатались, так как содержали данные оперативно-тактического характера, сведения о командном составе воинских частей и соединений, специальных формирований Красной армии.

За лучшие доклады на научно-технической конференции были награждены дипломами и денежными премиями слушатели строительного факультета М.С. Боченков, В.Я. Каргальцев и Ю.С. Понайоти. За смелую постановку военных вопросов была объявлена благодарность слушателям Е.В. Поваляеву, А.И. Чебаненко.

А месяцем ранее Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года 18 преподавателей военных кафедр НИВИТа были награждены высокими правительственными наградами, в том числе орденом Красного Знамени – 10 офицеров, орденом Красной Звезды – 4 офицера, медалью «За боевые заслуги» – 4 человека. Высочайшие награды Родины наглядно свидетельствовали о важном вкладе преподавателей НИВИТа в укрепление обороноспособности страны, квалифицированной подготовке молодых специалистов – военных инженеров железнодорожного транспорта.

«Это была богатая практика по восстановлению пути и мостов в боевых условиях, – впервые отмечалось в юбилейном сборнике, посвященном 30-летию вуза. – Многие слушатели-дипломники показали себя способными, энергичными, зрелыми военными инженерами». Большая часть дипломных проектов выпускников НИВИТа 1945 года была связана с военной тематикой. А сами нивитовцы всегда с гордостью говорили о военно-производственной практике 1944 года, с любовью упоминали о ней в газетах, воспоминаниях и мемуарах.





< Назад


Список объявлений